25 октября 2013

Четыре способа рассмотрения феномена

Предисловие. Недостатки знания себя.
Возможность знать себя – явление очень заманчивое. Это как возможность личной встречи с дорогим другом – Собой. В контексте материнской любви – это возможность подержать Себя на руках и прижать к груди, одарив поцелуями самого дорого ребеночка. А с романтической стороны – это возможность отношений с самым подходящим любовником – Собой. :) Знаете эту шутку, любовь к кому не может быть безответной? Правильно, к себе!:)

Но вместе со всеми этими позитивными сторонами возможности знать себя, любоваться собой, есть и те, о которых вам не рассказали в магазине Бытия, продавая этот товар. Вам не рассказали, что так как ваша Драгоценность Знания будет являться феноменом, чем-то в знании, она не будет с вами постоянно, по-крайней мере, во всём её блеске и великолепии. Большую часть времени (чтобы освободить место для других феноменов), ваше драгоценное “я” будет ужиматься до малейших, абстрактных размеров, постоянно перепрыгивать с феномена на феномен – с тела на личность, с личности на что-то абстрактное, короче придётся выбирать из того, что будет возникать естественным образом.

И только иногда, в медитации, например, будет мелькать на 5 секунд то, величественное и прекрасное “подлинное” “я” в своих самых праздничных одеяниях. Большинство времени приготовьтесь, что оно будет чем-то серым и незначительным, ну вы знаете…

Как будто этого мало, на вашу голову посыпется дождь неприятностей и огорчений. Мало того, что вы будете большую часть времени серой мышкой, вокруг будут расставлены капканы, вашей мышке придётся дрожать от страха, что её мышиные дела пойдут не так, вы будете стесняться, что ваш хвост не такой длинный, как у других и будете огорчаться, что цвет вашей шерстки не всем по душе. Вам придётся из кожи вон лезть, чтобы доказывать свою значимость.

Если вы отказываетесь считать себя чем-то серым и незначительным, вы объявляете “себя в поиске”, серое “я” – иллюзорным и начинаете ловить мимолетные видения “чудесной красоты”. Большую часть времени вы питаетесь воспоминаниями и надеждами на очередную встречу. А когда кажется, что вы-подлинный вернулись, наконец, навсегда, через пару дней вы снова обнаруживаете его отсутствие. Что ж, вас забыли предупредить, что феномены вытесняют, сменяют друг друга, и если вы попытаетесь остановить этот поток, задержав какой-нибудь из них силой, остальные феномены разозляться и обязательно найдут способ прорваться и разрушить вашу плотину.

Итак, везде, где оказывается я, возникает вместе с тем угроза для него, уязвимость, вспомните в скольких ситуациях вы чувствуете себя уязвленным? Корневая причина здесь изначальное попадание вас в знание, в мысли, а более “земная” причина – это слияние, смешивание “вас” с конкретными объектами, ситуациями. Так как такое смешивание часто болезненно, оно привлекает к себе внимание и самовоспроизводится, так как ваша муха (“я”) оказалась в паутине, и нельзя отпускать мысль, пока “я” не будет освобождено. Это приводит к тому, что навязчивое мышление становится нормой, ведь так? Обычно муху из мысли освободить не представляется возможным и срабатывают более глубинные механизмы – мышление просто вырубается телом, так как попало в замкнутый, порочный цикл и не может самостоятельно из него выбраться. Организм просто “снимает задачу”. Или же, на спасение приходит Мир Явленный, который отвлекает внимание и просто переключает мышление на что-то другое.

Такие связки “я” с феноменами могут годами отвлекать внимание, мешая самоисследованию и прозрению, убеждая вас, что у “я” проблемы, это важно, что сначала нужно разобраться с этим…

Вот и давайте разберемся с этим, используя инструменты Учения, а не самопальные изобретения, которые доказали свою недееспособность.

1. от “ЭТО – Я” до “ЭТО — МОЁ”.
Начинаем с вопроса “что есть Я?” и попадаем в текущий наиболее важный контекст, на заряженную энергией мысль. Давайте назовём этот способ рассмотрения феномена “это-я”, ведь мы, просто-напросто, узнаём себя здесь, видим себя как что-то и считаем это собой. Теперь давайте двигаться в сторону следующего способа рассмотрения, который назовём “это-моё”. Сдвиг осуществляется вопросами: “как я могу быть этим, если это (чувство, мысли, переживание) приходит и уходит, а я остаюсь?”. Ум может вас обманывать, что этот феномен всегда есть, но это не так, поиграйте вниманием и убедитесь в этом. Также то, что может изменять свою интенсивность, как чувство, например, тоже не может быть вами, так как вы есть постоянно и неизменно. Если чувство приятное, то у вас возникнет мысль: “ну как же я не это, если оно такое родное, приятное и любимое?”. А легко! Почему это не может быть родным и любимым вашим чувством? Ничто не противоречит смещению к способу рассмотрения “это-моё”. Если чувство неприятное, то вы сможете оценить разницу между двумя способами рассмотрения на следующем примере: Предположим вам скажут, что “у вас дерьмовая внешность” – это будет соответствовать чувству “это-я”, а если вам скажут, что “на вас дерьмовая одежда“ – это будет “это-моё”. Заметьте значительную разницу и насколько разгружается от психоза второй вариант. Если вы овладеете этим вторым способом в совершенстве, то даже когда вам скажут, что у вас дерьмовая внешность, для вас это будет звучать, вероятно, как “на мне дерьмовое тело”:)

2. от “ЭТО – МОЁ” до “ЭТО ДАНО МНЕ”
Но и второй способ рассмотрения “это-моё” может быть настолько сильно заряжен, что будет отвлекать на себя внимание и помешает самоисследованию. Поэтому с этим заряженным феноменом можно выполнить сдвиг в третий способ рассмотрения, из “это-моё” в “это дано мне”. В третьем способе вы просто осознаёте, что этот феномен (физический, психический или ментальный) был предоставлен вам для пользования. Попробуйте рассмотреть в этом ключе тело, чувство себя, личность. Всё это феномены, которые оказались достаточно близко, чтобы вы посчитали их своими, но в действительности, корректней считать, что они были даны вам на прокат. Заметьте, что это совсем не противоречит вашей любви к ним и заботе о них. Сиддхарамешвар приводит следующий пример: молодому наследнику досталось большое наследство. К нему приставили человека-распорядителя, который будет вести дела наследника, пока тот не достигнет совершеннолетия. Также как у распорядителя не возникает мысли “это-моё” в отношении собственности, которой он заведует и о которой заботится, также ум может работать в таком режиме, не присваивая себе феномены, тем не менее, продолжая о них хорошо заботиться. Чтобы осуществить сдвиг рассмотрения из “это-моё” в “это дано мне” исследуйте на каком основании вы присваиваете этот феномен (тело, чувство себя, личность). Не были ли оно дано вам природой, не помогали ли вам другие с этим феноменом, таким образом, что их тоже по праву можно назвать совладельцами данного феномена? Данный способ рассмотрения ещё больше охлаждает психоз, так что даже если происходит потеря, это не переживается так болезненно, как в случае, когда “это-моё”.

3. от “ЭТО ДАНО МНЕ” до “ЭТО ПРОСТО ЕСТЬ”
Третий способ рассмотрения уже достаточно хорош, но вы можете пойти ещё дальше, перейдя к четвертому способу рассмотрения, который называется “это ничье ” или “это просто есть” или “это ”. В третьем способе “это дано мне” у вас есть всё ещё какая-то легкая навязанность, какая-то ответственность, некий договор, который вам как распорядителю нужно блюсти по отношению к феномену. Здесь же (в четвертом способе) вы рассматриваете феномен в его чистоте. Он подобен щенку, которого вы случайно нашли в лесу. Хотите – позаботьтесь о нём, если в вашей душе родилось сострадание, хотите – пройдите мимо, он ничей, он просто есть, это щенок в лесу, который не противоречит ни одному чувству, но это и не ваше дело, если только вы не захотите этого. Может показаться странным, но только в четвертом способе рассмотрения полностью расцветает ваша любовь и сострадание, они естественны, не навязаны, не навязчивы. Теперь это не “ваша” любовь и забота, а спонтанная, естественно присутствующая любовь Того, что вы есть к миру феноменальности.

Чтобы сдвинуться из третьего способа рассмотрения “это дано мне” в четвертый “это просто есть” исследуйте все ваши договоры и поймите, что все они добровольны и все печати на них ставите вы сами, и нет никого другого кроме вас самих, который будет ругать вас за их несоблюдение. Позвольте отношению рождаться свободно, не пытайтесь узаконить его и понять каким оно должно быть, так вы автоматически перейдёте к четвертому способу рассмотрения: “это есть так как оно есть”.

У вас получилось перейти к 3-ьему или 4-ому способу? Поздравляю! Значит вы точно готовы продолжить самоисследование. Заряжайте патрон, и снова – “что есть Я?”…

Комментировать