06 ноября 2013

Основы Учения Free Away

Введение

Избавление от Страдания – преобладающая цель и мотив сознательной и бессознательной деятельности миллионов людей прошлого и настоящего. Несмотря на множество попыток найти решение этого основного Вопроса, Страдание не исчезло, а еще более усилилось. Учение Free Away – ответ на поиск выхода из цепей Страдания для всех ищущих разумных человеческих существ нашей планеты, современное и эффективное решение основного Вопроса. Хотя прекращение страданий не является непосредственной целью Учения, оно удаляет корень и основной источник страданий, после чего они невозможны. В нижеследующем тексте будут изложены основные предпосылки, положения и приемы Учения Free Away.

Страдание и история Вопроса, как эволюция представлений о причинах страдания и путей избавления от него

Страдание известно всякому человеку. Это совокупность неприятных, тягостных или мучительных ощущений — дискомфорт, боль, стресс, мучение. Мы будем рассматривать страдание в контексте человеческого и, в большей степени, психологического опыта. С точки зрения биологии боль, голод, холод (или жару) и т.п. испытывают многие живые существа, но вероятно, только у человека возникает психологическая реакция в виде мучительного душевного состояния сознания.

Путь №1 – Удовлетворение желаний

Страдание – эмоциональный дискомфорт, внутренний конфликт, причиной которого, как правило, принято считать отсутствие желаемого объекта или опыта, состояния (хочу ЭТО) или присутствие (наличие) НЕжелаемого объекта, опыта (не хочу ЭТО = хочу, чтобы ЭТОГО не было).

Поэтому самым примитивным и очевидным способом избавиться от страданий является удовлетворение желания, т.е. получения желаемого и избавления от нежелаемого. Это наиболее распространенный способ избегать страданий и по сей день для большинства людей. Следует отдать должное данному подходу, так как, вероятно, именно импульс достижения, борьба и усилия привели к тому, что человек разумный за относительно короткий срок стал доминирующим биологическим видом на этой планете, а его основной инструмент – ум, интеллект – развился до такой степени, чтобы осознать, что этот путь борьбы и достижений не избавляет от страданий, а более того — приводит к еще большим проблемам.

Во-первых, когда удовлетворяются одни желания, возникают другие. Это бесконечный процесс, чего не скажешь о сроке жизни конкретного организма. Избавление от Страдания все время откладывается и так и не происходит. Другой момент — желающих субъектов множество, и их желания противоречивы, что порождает конфликты, борьбу, противостояние, порождающее новую волну желаний, в итоге исчезают народы, цивилизации, а сегодня мы имеем реальную угрозу существованию планеты.

Во-вторых, некоторые желания невозможно удовлетворить никаким образом. 

В-третьих, даже тогда, когда в отдельных редких случаях все желаемое может быть достигнуто за одну жизнь, у индивидуума остается желание желать – желание избежать состояния «нечего желать» или необъективируемое желание – «хочу не знаю чего, но чего-то не хватает».

Путь №2 – Отречение

Следующим этапом решения основного Вопроса становится понимание, что причина Страдания – не в отсутствии желаемого, а в самом Желании. Таким образом, немногие принявшие эту идею стали на путь аскезы – избавления от желания. Точнее сказать, этот способ выражается в замене множества желаний одним желанием – не желать. Строгой дисциплиной, истощением организма, как кажется, достигается результат, однако контроль и подавление желаний не решают Вопроса: одни желания заменяются другими, одни страдания заменяются другими, либо исчезновение желаний оплачивается потерей нормального физического и психического функционирования.

Путь №3 – Дисциплина ума

Следующим важным шагом на пути избавления становится понимание, что Желание в свою очередь имеет свою причину и является продуктом деятельности ума, мышления. Отсюда легко сделать вывод, что избавление от Страдания достигается дисциплиной мышления, успокоением и уничтожением нежелательных мыслей.

Данный подход глубже рассматривает Желание как феномен: Желание порождается не только мыслями о желаемом объекте, для него также важна отправная точка – оценка текущего состояния (опыта) как нежелаемого или неудовлетворительного. Таким образом, избегая оценки, избегая мыслей, можно избежать Страдания.

Так как умственная деятельность характеризуется разнообразием, то на данном этапе имеется большое многообразие путей манипулирования мышлением, например:

3.1. Позитивное мышление – «думай только о хорошем». Избегай негативных мыслей – не будешь страдать.

3.2. Неоценивающее мышление. Не оцениваешь – не знаешь плохо-хорошо – нет предпочтений. Покой и равностность – нет страданий.

3.3. Тотальный контроль ума – радикальная форма дисциплины, как путь к сознанию сверхчеловека – только нужные эффективные мысли, страданиям нет места в совершенном механизме.

3.4. Пустой ум – еще одна радикальная форма. Нет мыслей – нет проблем. Реализуется как тотальный контроль мышления и постоянное «выбрасывание» распознанных объектов мышления и попытка удержания «ума без мыслей». Разумеется, в этом варианте, как и в предыдущих, сама идея контроля и очистки ума, а также состояние пустого ума как мысль не распознается. 

3.5. Отсутствие ума – не-ум – практика особых состояний, техник ведущих к ним, подавляющих или замещающих обычную мыслительную деятельность.

Несмотря на то, что выше перечисленные и аналогичные им подходы могут иметь временное воздействие, ни один из них не решает основного Вопроса. Потеря контроля или определенного «правильного» состояния, которые случаются неизбежно, воспринимаются очень болезненно. В случаях усиленного и долговременной дисциплины перечисленные методы могут привести к потере умственного здоровья. Так контролирующие практики ума формируют в одной части ума мощный контролирующий центр, который находится в постоянном конфликте с другой его частью, это приводит к расщеплению ума, невротическим состояниям и шизофрении. Перебор с практиками «расслабления» или «выключения» ума может привести к деградации ума, и состоянию «просветленного овоща», когда человеческое существо таковым остается только в биологическом смысле.

Причина неудач всех описанных выше подходов состоит в бесполезности, а по сути-то и в невозможности, манипулировать объектами мышления – мыслями, желаниями, реакциями. Они возникают и исчезают подобно явлениям природы, не зависят от воли и контроля индивидуума. Более того, воля, контроль и сам индивидуум являются также сложными ментальными конструкциями и подобно явлениям природы возникают, изменяются и исчезают.

Более глубокое и целостное исследование мышления позволяет рассматривать, например, желание, как модель, состоящую из 3 необходимых элементов:
1. Желаемый вариант — описание, образ некоего альтернативного состояния, ситуации или явления как не существующего, но возможного и желаемого (идея, мысль, образ)
2. Описание некоего состояния, ситуации или явления как фактического, реального, существующего, имеющегося в наличии (именно описание, образ, идея, мысль, ментальная интерпретация)
3. И, конечно, Желающий, субъект данного опыта, но имеющий возможность альтернативного. Он, в контексте данной модели, производит интерпретацию, оценку, сравнивает варианты и желает другой вариант. 

Аналогично, страдание можно рассматривать, как комплекс из:
1. Некого ощущения, интерпретируемого как фактическое и болезненное, неприятное, относительно
2. Другого ощущения, интерпретируемого как приятное и желательное относительно 1-го.
3. И, наконец, носителя опыта — страдающего субъекта.

Все рассматриваемые выше подходы исследовали и пытались манипулировать сначала наиболее очевидным 1-м элементом, затем, более «продвинутые», также и 2-м и только 3-й всегда оставался вне всяких сомнений и поэтому вне исследования.

Корень страданий и основной тезис Учения

Учение Free Away утверждает, что корень страдания необходимо искать в самом страдающем, субъекте опыта, и исследует именно его. Причем именно исследует, а не предпринимает попытки манипулирования им с какой-либо целью, так как любая стратегия изменения автоматически включается в 3-х элементную модель с новым субъектом-манипулятором и парой взаимоопределяющихся объектов.

Исследование позволяет обнаружить, что субъект (т.н. номинальный субъект), является мыслью, частью «естественной», «нормальной» ментальной конструкции, без которой невозможны регистрация, интерпретация и оценка любого опыта, поэтому он (как мысль) не может быть деятелем, не может иметь выбор и обладать волей, контролем и любой другой функцией, которой его наделяют.

Почему же тогда происходит подмена номинального субъекта «реальным», и миллиарды человеческих существ убеждены в существовании себя как отдельной функционирующей управляющей единицы – Я-Центра, автора действий, владельца функций, вещей, желаний, мыслей и т.д.? Причина — именно в убежденности, вере в Я-центр.

Я-центр – устойчивый ментальный паттерн, привычка мышления, возникшая в процессе обуславливания (обучения и внушения) в раннем возрасте до 3 лет, поэтому автоматическая, неосознаваемая и несомненная вера в существование управляющего центра, автора действий, функционирующего субъекта и в его возможность действовать, владеть, контролировать и т.п.

Эта вера – есть фундаментальное заблуждение человеческой расы, порождающее мнимую разделённость сознания, иллюзию отдельного существования. Вера в реальность иллюзорного Я-центра наделяет реальностью отдельность Я-центра (субъекта) и мира объектов. Эта базовая ложь отдельности – «первородный грех» — порождает глубокий конфликт в сознании, т.н. чувство недостаточности и компенсирующую его активность ума, направленную на поддержание самообмана путем наделения Я-центра функциями, потому что не имея функций и не обладая объектами, он не существует. 

Любое страдание — есть следствие, форма базового конфликта – недостаточности. Но теперь конфликт выражается в модели «Я страдаю, а мог бы не страдать», т.е. у комплекса ощущений появляется «владелец», у которого в свою очередь возникает выбор и возможность избежать страданий. Так устойчивый ментальный паттерн Я-центра самогенерируется, обретает «вечный двигатель» и дополнительную защиту «от взлома».

Учение Free Away исследует и разоблачает ментальные конструкции, с помощью которых «оживает» и поддерживается вера в Я-центр, в существовании и функционировании которого далее не возникает сомнений. Так как Я-центр – есть паттерн мышления, обусловленность, то основным инструментом исследования и «разобуславливания», а в итоге исцеления, является способность ума к различению и осознанию, поэтому Учение Free Away является дисциплиной ума, джняни-йогой.

Основные приемы и подходы исследования, а также «защитные механизмы», поддерживающие веру в Я-центр будут рассмотрены далее.
(т.е. возможно будет продолжение :-))

Комментировать