18 декабря 2013

Незаметная граница субъекта

Всем хорошо известно, как мышление умеет регистрировать объекты по их границам. Натренированное, оно узнает знакомые границы и “выделяет” по ним объект из океана чувственной или ментальной информации. Благодаря этому имеется возможность мыслить в терминах разделения, в терминах отдельных объектов и взаимоотношений между ними. Некоторые из этих объектов мы затем описываем как обладающие функциями, то есть как субъекты, и упрощенно описываем то, что происходит — например, “мальчик взял мяч”.
Но значительно менее известным и осознаваемым свойством мышления является то, что при регистрации объекта по его “боковым” границам (слева, справа, сверху, снизу) возникает также незаметная “фронтальная” граница, смысл которой в отделении объекта, от регистрирующего его субъекта. И не важно, регистрируем ли мы мысль или физический предмет, чувство или переживание – эта фронтальная граница создаётся в уме, разделяя объект и субъект. Эту фронтальную границу можно описать как “видящий всегда на расстоянии от видимого”, при этом видимое может не иметь четких “боковых” границ – они могут быть нечеткими и плавно-перетекающими в фон, как в случае, когда объектом регистрации выступает ощущение или чувство, однако фронтальная граница будет всегда четкой и “до блеска отполированной”:)

Если по “ту” сторону фронтальной границы находится объект или объекты, то что за субъект находится по ”эту” сторону?
Если мы возьмём в качестве объекта регистрации, например, физический предмет, то по “эту” сторону фронтальной границы может оказаться то, что мы называем внутренним миром – совокупность мыслей, чувств и ощущений.
Можно ли так же зарегистрировать внутренний мир? Конечно! Тогда он станет объектом и будет построена новая фронтальная граница. Что за субъект будет “до неё”? На этот раз здесь может оказаться что-то более тонкое – некое переживание или абстракция. Так как оно также есть некий феномен, мы снова можем включить его в регистрацию. 
Не буду утомлять всеми возможными вариантами того, что может выступать в качестве субъекта, их слишком много, давайте допустим, что мы перебрали достаточно и всех их включили в регистрацию.

Так вот здесь нас ожидает сюрприз – несмотря на то, что в нашей сборной солянке объектов и феноменов, казалось бы, находятся все феномены, даже такие тонкие как пустота, пространство и “ничто”, сама регистрация создаст новую фронтальную границу, а значит снова что-то ещё будет не включено и будет находится на субъективной, не-регистрируемой стороне!
Поэксперементировав, можно понять, что “виновата” здесь не недостаточно тщательная регистрация “всего что есть”. Дело здесь в самой природе регистрации, хотя казалось, что она скидывает и объединяет объекты в одну кучу, она также является разделяющим инструментом, всегда создающим фронтальную границу, по обе стороны от которой обязательно находится что-то!
Механизм регистрации создаёт субъект-объектное разделение, которое надёжно защищено от вскрытия самим регистрирующим инструментом – ведь что бы мы ни зарегистрировали – это не будет тем местом, в котором может снова подразумеваться автор, “жизнь” и “живущий”.

Здесь очевидно нужен другой инструмент, которой способен “знать” без хватания, без выделения, без разделения и фокусировке на одной из частей этого разделения. Таким инструментом является осознание.
Если уподобить регистрацию рукам, которые держат предмет-объект, то осознание – это глаза, которые видят и руки и объект.
Хотя всё так просто в метафоре, на практике всё значительно сложнее, ведь регистрация претендует, что она и есть осознанность, что руки и есть глаза! Тогда руки “выпадают” из поля зрения, образуется слепое пятно, осознанность не приучена смотреть туда, так как это помешает игре в фактическое разделение иметь место! Поэтому, вооружившись осознанием того как работает регистрирующее мышление, и что это есть инструмент разделения, можно, перестав манипулировать этим инструментом, исследовать самим осознанием – что находится по “эту” сторону фронтальной границы, является ли это место пригодным для жизни автора, или это такая же часть знания, феноменов, как и та, которая лежит по “ту” сторону фронтальной границы?

Комментировать