Сказки и Реальность
Прежде чем исследовать “Я”, этот удивительный феномен, вызывающий столь сильную любовь и столь сильные страдания, когда его уязвляют – прежде чем выяснять реален ли он или иллюзорен, имеет смысл задуматься над самим понятием реальности и её критериями.
Можно подойти к этому исследованию с обратной стороны, со стороны того, что мы с легкостью называем нереальным – и ярким представителем здесь будут сказки.
Что же делает сказки сказками? Это, во-первых, их очевидная вымышленность, что они есть продукт ума, который не обязан следовать каким-то эталонам, в них может быть придумано всё, что угодно.
Сказки легко могут противоречить друг другу, каждая описывать свою собственную сказочную “реальность” и понятно, что характер такой “реальности” – игровой, творческий и произвольный.
Давайте теперь рассмотрим анатомию сказок. Упрощенно говоря, в сказке присутствуют персонажи и предметы. Персонажи обладают качествами и функциями, они одушевлены, а предметы неодушевлены, обладают только качествами. Предметы заполняют пространство, в котором живут и действуют персонажи.
Наконец, мы подходим к интересному. Задачка: попробуйте найти “10 отличий” сказок от реальности, в которой вы живёте. При этом я имею ввиду действительное, не-теоретическое Я, и его невыдуманную жизнь… Будет, однако, интересно, если вы найдёте хотя-бы одно отличие!
По-началу, задачка может показаться простой. Например, вы можете подумать – очевидно, что Я не в сказке, так как Я могу придумывать сказки, я есть разум, дух, или просто “реальный человек”, если вы не знаток эзотерических сказок! Но всмотритесь в этот ответ: разве не может быть сказки, в которой присутствует специфический персонаж, который обладает властью над остальным миром сказки, может менять его как и когда захочет, не может лишь поменять того, что он придуман именно таким персонажем! Конечно, такая сказка легко могла бы существовать.
Возможно, вы придумаете другой ответ – Я – наблюдаю (или слушаю) сказку, но Я не её участник иэтим отличаюсь от самой сказки и её сказочных придуманных персонажей! Посмотрите внимательно на этот ответ, разве он не описывает некоего хм… урезанного персонажа, который, очевидно, находится В сказке и обладает только одной функцией – наблюдать, свидетельствовать происходящее! Право, сказке можно было бы обойтись и без него!
Вдумайтесь, всё, что каким-либо образом взаимодействует с миром сказки – само является частью сказки, иначе как бы оно могло взаимодействовать?
Но и если нечто не взаимодействует ни с чем в сказке, а просто существует отдельно от неё – он всё равно попадает в сказку, потому что достаточно даже соседства с придуманным и сказочным, чтобы самому оказаться сказочным! Обратите на это внимание.
Конечно, сказка рассказываемая о человеке использует не только слова и ментальные образы, как сказки “придуманные человеком”, а и весь спектр феноменов, которые мы знаем – от образов органов восприятия, до эмоций. Очевидна разница в совершенстве технологий повествования, а есть ли какая-то более сущностная разница между придуманным персонажем и тем, что мы называем Я – вот вопрос самоисследования!
Возможно уверенность в том, что сказка “придуманная человеком” не может быть Реальностью послужит отправной точкой исследования на Пути Отрицания и станет “захватывать” и “разрастаться”, делая сказочными всё больше и больше феноменов, пока сказочной не станет и сказка “о человеке”, а затем и сказка “о Реальности”…