Дракон: об исцелении познающей природы...
Вопрос: на сатсангах вы часто говорите о «трезвости ума», «преодолении ментальных фантазий, в том числе на духовные темы», и вот в последнее время заменили это фразой «исцеление познающей природы». Является ли это тем, что называют Пробуждением?
Ответ: Ну, для начала, давайте определимся с познающей природой. Что я называю этим словом, это наша обычная способность к мышлению, описанию видимых объектов, интерпретации, оценкам, выводам. То есть если феноменальный мир явлений условно разделить на ментальные, физические, психические феномены, то это сектор ментальных феноменов. Изначально познающая природа возникла как способность ОПИСЫВАТЬ ЯВЛЕННЫЙ МИР… То есть если человек будет лишен органов чувств, но познающая природа будет здорова, она не сможет развить ни образное, ни конкретно-логическое, ни абстрактное мышление, потому как нет исходного материала — ВОСПРИЯТИЯ ЯВЛЕНИЙ!
Человек ведь почему называется «человек разумный»? Потому что этот навык — способность к мышлению — у него развит более, чем у всех «видов» на Земле. Но именно это и стало его проклятием. Хочется верить, временным. А зачем человеку описывать явления, интерпретировать, оценивать, делать выводы? И здесь есть два направления. Первое: коммуникационное, мы ведь общаемся при помощи слов, которые и есть символическое описание тех или иных явлений, которое можно выражать речью. И второе — это развитие и усовершенствование орудий труда и стремление к комфорту. Размышлять и усовершенствовать орудия труда, улучшать качество жизни – естественно для человека. Это привело к тому миру, который мы видим, где физический труд почти полностью заменен, где есть машины, самолеты, теплые туалеты, одежда и все прочие прелести жизни! Есть, конечно, свои минусы, но они связаны как раз не с этими ЕСТЕСТВЕННЫМИ проявлениями «познающей природы», а с ее заболеванием.
Теперь подробнее о том, что я называю «повреждением познающей природы». Это как раз то, когда она отклонилась от естественного функционирования вкачестве описания явлений и занялась, вас это может шокировать, САМОПОЗНАНИЕМ… Да-да, именно самопознанием, к которому так настоятельно приглашают многие духовные течения и направления — ПОЗНАЙ СЕБЯ! Почему это привело к катастрофе, спросите вы?! Потому как она вообще не предназначена для этого, она попала в мир фантазий, абстракций, и органы чувств перестали быть критерием, определяющим ее адекватность! Короче, мышление начало познавать само себя и свой источник, который само же и выдумало. А это разделяющее, фрагментирующее мышление, которое все, к чему прикасается в познании, дробит на части, проводит границы, которых нет, но лишь только так возможно познание. И когда это происходит в рамках восприятия, всегда есть проверка, что описание кружки -это не кружка, с нее чай не выпьешь, есть всегда опора на другие органы чувств, или как говорят в науке — на эксперимент! Тут же мышление развернуло некое «чистое знание», которое не проверяется ничем, только им самим, одни концепции породили другие, далее пошли абстракции, смысл которых никто уже не понимает, но все понимают, о чем речь, потому как нехорошо выглядеть глупым. Короче, ум заблудился в самом себе и породил огромное количество химер.
Так вот, исцеление познающей природы — это возврат к ее естественной функции, описанию мира и коммуникации посредством слов, получение опосредованного опыта посредством воображения, прочитанного и услышанного, усовершенствование орудий труда и НИКАКОГО САМОПОЗНАНИЯ. Это и есть возврат к «простому уму»! Испаряется практически вся духовность, которая не выдерживает проверки ПРЯМЫМ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ОПЫТОМ. И вы со всей очевидностью видите, что в большей части — это просто ментальная эквилибристика, вам становятся понятны механизмы работы ума, и что этот инструмент не способен к познанию целостности всех явлений, потому что сравнивает и описывает только части, противопоставляя их друг другу. А так как в мире не существует ни одной фактической границы, а ум оперирует только ими, то он познает даже не мир, а свое представление о нем. Это может быть полезно в прикладных целях, но никакой истиной не является. Ум очень замедляется, перестает плодить ненужные образы и концепции и исцеляется от «самопознания». Он больше не мешает воспринимать мир таким, как он есть, вы постоянно осознаете, как поверх восприятия налагается концептуализация, описание, оно вторично и фрагментарно.
Все чаще случаются моменты остановки размышляющего, концептуализирующего ума, потому что он не нужен, если не создает «себя», воспринимающего мир, а ведь это и есть само-познание, которое нужно все время поддерживать при помощи ума. Случается глубокое ПОНИМАНИЕ, что любое САМОпознание возможно только в мышлении, которое не опирается на непосредственный опыт, в котором никакого СЕБЯ нет, есть только явления. По мере расслабления этой привычки к концептуализации, начинает давать сбои еще одна привычка — объективизация, жесткое представление о каждом предмете. Её еще называют фиксацией, а это жесткая граница, позволяющая описание и определение, данные мышлением, считать фактичным, истинным, а не условным. Границы вещей становятся менее жесткими, осознается их текучесть, прозрачность, даже легкость и эфемерность. Здесь вы в одном шаге до ПРОЗРЕНИЯ В ПРИРОДУ ВЕЩЕЙ, но теперь это не ментальные фантазии, а просто ПРЯМОЕ ВИДЕНИЕ ВСЕГО ТАКИМ, КАКИМ ОНО ЯВЛЯЕТСЯ, без какой-либо концептуализации. Вот это и есть исцеление ПОЗНАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, которая больше не мешает видеть мир явлений таким, каким он есть, не погружает в концептуализирование и самопознание в рамках разделяющего двойственного ума. Где любое «я» появляется вместе с противоположностью «не-я» и между ними идет борьба за истину, кто же из них более реален. Это просто болезнь ума.