Искренний поиск истинного Я
Без искренности самоисследование не срабатывает, а искренность не появляется, пока не “наболит”. Когда ложь становится нестерпимой, возникает искренний порыв - найти настоящего себя и “жить от него”, не становясь марионеткой в руках сиюминутных желаний, привычек и состояний.
Когда такой импульс направляется на самоисследование, значит что-то настоящее начало поиск и выполняет его не потому, что кто-то сказал, что надо, а потому, что этот поиск и вопрос “кто я” стал животрепещущим.
Первой отвергается очевидная ложь – “я такой-то и сякой-то”, причем, чем сильнее искренность, тем быстрее и очевидней эти мысли отвергаются, на них просто не обращается внимание, с ними “всё понятно”. Этот процесс всматривания во внутреннее пространство углубляется, самоопределения утончаются, становится больше эмоций и чувств, меньше образов. В любой момент самоисследование может остановиться на какой-нибудь приятной эмоции или ощущении, если искренности не хватит! Также можно подвиснуть на негативной эмоции или чувстве, но опять же - если искренности хватит, их ложь будет видна. Ясному и пристальному взгляду даже не потребуется искать ложные постулаты, на которых базируются эти эмоции и ощущения, они будут также неинтересны. На этом этапе исследование становится интуитивным, не опирающимся на рациональные доводы и слова.
Если энергии искренности хватит, этот полёт сквозь мысли-эмоции-ощущения выведет в чистое, пустое пространство чистого “Я”. Это то “Я”, ещё не искаженное образами и постулатами, то сокровенное, вызывающее самую безусловную любовь! На этом обычно всё и заканчивается, если нет суровой подготовки под крылом Мастера, который приучил сомневаться во всём, и в первую очередь в любом “себе”! Обычно этот опыт полностью удовлетворяет и даёт чистую энергию, служит катарсисом, обновляет.
Но если всё же исследование продолжается дальше, происходит перефокусировка взгляда на “того, кто видит это Я”, так происходит выделение “чистого Свидетеля”, и здесь опять же можно принять это за Абсолют. Но если и в этом есть сомнения, то можно заметить, как происходит обмен “Я” на “Свидетеля” и как при этом всё-таки что-то приходит в обмен на “Я”, то есть это не отпускание, это перехватывание чего-то более тонкого, тонкой мысли о свидетельствовании и удерживание её.
Или же перефокусировка может происходить на фон, в котором светится чистая мысль “Я”. Однако и фон имеет ту же ментальную природу, вся триада имеет природу тонкой пленки, тонкой пелены, тонкого ментального опьянения. На этом этапе можно увидеть некую приторность этих трёх тонких мыслей, их тонкую ложь, но больше некуда идти, некуда утончаться. Когда это чувство их искусственности достигает предела, становится ясно, что любое движение среди них бессмысленно.
Эти мысли оставляются как есть, взгляд неподвижно смотрит и внезапно клетка самоопределения распадается, мгновенно растворяется и возникает опыт разрыва “Я-мысли”, опыт Безличностного. Это подобно сознательному, безсамостному пространству, уже не через призму ментальной пелены, а самое непосредственное переживание отсутствия любого “Я”; любое “Я” видится как кукла, нечто в высшей степени искусственное, ненастоящее. Затем этот несомненно подлинный опыт (который длится секунды) оканчивается, снова возникает клетка самоопределения, снова “Я” - и отчаянное желание вернуться назад, в состояние правды. По неопытности это Безличностное состояние теперь будет противопоставляться личностному, а так как оно не может быть длительным (потому что оно полностью социально неадекватно), то снова заработает ум, снова начнет строить самоопределения. Он, конечно же, построит тонкую ментальную копию Безличностного, и, если не хватит различения, она будет принята за истину. Если даже хватит различения, то возникнет чувство поражения, так как истина скрылась и аппарат ума надёжно всё замылил.
На что стоило бы обратить внимание , так это на момент перехода от безличностного - к личностному, и в обратную сторону. Вместо того, чтобы сетовать, что самоопределение вернулось, можно внимательно рассмотреть: что же именно появляется при его возникновении, и что исчезает при его уходе. Тогда можно увидеть, что это всего лишь сгущение того же самого безличностного пространства, это не “эго возвращается”, а одна и та же субстанция переходит из одного своего агрегатного состояния в другое. В этой трансформации ничего реального не возникает, никакого реального “Я”. Мышление входит в естественное, неакцентированное состояние.