Антропология сансары: голодные духи (желание)
Если сражающиеся демоны, может быть не известны так широко, и не
донимают постоянно каждого, то влияния голодных духов вряд ли кто-либо
избежал (желание).
Разве не странно, что пребывая в комфортном состоянии, приходящая мысль о
чём-то желаемом разрушает этот кофморт, делает нуждающимся, жаждущим,
хотя минуту назад ничего этого не было? Данное явление есть следствие
ненасытного аппетита самоопределения. Как бы Разум не определил “себя”,
что-то стало “не-я”, “не-моё”, и в этом болезненность самоопределения
как реальной недостаточности.
Рецепт голодного духа прост: мысль о не-моём, желанном, рисует образ
убогого себя (голодного духа), которому позарез нужен объект желания.
Так как Разум спит сансарным сном, он не вполне может определиться кто
Я? и никакой образ недостаточно абсурден, чтобы с ним нельзя было
отождествиться.
Исследование этой жажды может открыть некие абсурдные моменты этой
фантазии о нужде. Первый, о котором уже было сказано выше, это то, что
хорошее состояние (без мысли о желаемом) сменяется дискомфортным от
желания, когда по идее желание должно ДОПОЛНЯТЬ имеющееся благо, а не
перечеркивать его.
Другой момент, который может быть осознан, это то, что желание НИКОГДА
не доставляет прямого удовольствия, оно всегда лишь обещает рай где-то
там, когда объект будет достигнут. Очень медленно Разум излечивается от
абсурдной веры обещаниям счастья когда-то потом. Разум раз за разом
соглашается на ад за обещание рая, а когда объект достигнут, рай
оказывается уныл и убог. В исследующем Разуме крепнет осознание этого
несоответствия, и он всё больше становится удовлетворенным тем, что
есть. Все меньше кажется, что игра стоит свечь. Всё страннее кажется
вариант оставления удовлетворенности ради переживания недостаточности с
последующим обещанием рая (который до сих пор так и не наступил!).
Тщательное исследование желания выявляет в нём обязательно
присутствующий изъян – чувство недостаточности. Без него желание
невозможно. Так как красивый объект
очаровывает, этот момент упускается. Разум, который желает быть
счастливым должен в первую очередь в ясном свете рассмотреть, что его
делает несчастным прямо сейчас, а не ломиться сломя голову к обещанному
счастью потом. Увидев в таком свете желание, как обманывающее,
очаровывающее, завлекающее, Разум естественным образом остаётся
удовлетворенным, счастливым, ему не нужно рисовать объект желания в
невыгодном свете, чтобы не хотеть его, или бороться и подавлять желание
как порочное и негодное. Просто благодаря критическому исследованию,
удовлетворенность всё чаще и чаще перевешивает очарование.