О видении мыслей...
Конкретно-логический вид мышления знаком каждому, он считается «обычным»
— с кем угодно на улице можно поговорить о том, что мысли в голове
складываются «как бы» из слов, всем понятно, когда мысли называют
«бегущей строкой». И зачастую принято считать, что мышление это и есть
совокупность таких «мыслей в строчку». Причём даже если человеку
посчастливилось встретиться с Учением Джняны, которое всё в конечном
итоге приводит к мыслям (феноменам), то эта заточенность на считание
мыслями только «текста» часто оказывается настолько негласно
подразумеваемой и незаметной, что может послужить источником ошибочного
слышания Учения, непонимания или ступора в некоторых ситуациях.
Например, в нашем Учении мы различаем три вида мышления —
конкретно-логическое, абстрактное и образное. Соответственно, каждый
феномен может быть отнесён к одной из этих категорий. С
конкретно-логическим аспектом ни у кого обычно проблем не возникает, но
как только дело касается абстракций или образов, то источником сложности
может послужить следующая «ловушка» — когда услышанный от Мастера
указатель о том, что за самоопределением кроется мысль, не видимая в
данный момент как мысль (а видимая как «нечто большее», «абсолют», «я»),
то эта фраза истолковывается как предписание к действию: так как с
видением «текстовых» мыслей проблем нет, так как «я это хорошо умею», то
начинаются попытки исследовать все остальные феномены на предмет
приведения их к точно такому же «текстовому» виду, то есть фраза
«увидеть не-мысль как мысль» начинает пониматься в смысле «увидеть
абстрактную (или образную) мысль как конктретно-логическую». И
начинаются бесконечные попытки свершить этот очень странный кульбит :)
Конечно же, эта затея обречена на провал. Рано или поздно становится
понятно, что «текст» — это «текст», и что увидеть нечто, что ранее не
было конкретно-логической мыслью, как конкретно-логическую мысль можно
лишь одним способом — предварительно описав абстракцию или образ в виде
«текста», а потом это описание «увидеть» как текст. Но это, конечно же,
абсурдно, потому что это просто подмена одного феномена другим, это
просто такая уловка, в которой осуществляется «успешное» распознавание и
распознавший какое-то время почивает на лаврах.
А на самом-то деле всё гораздо проще! Абстрактная мысль — это
абстрактная мысль! Она такая как есть. Какое-то «чёрное пятно»,
«непознанное», «интеграл», «родина» — просто символы, в ответ на которые
могут возникать переживания. Образ — это картинка, которая может
вызывать чувства. И ничего не надо делать ни с ними, ни с их
производными. Не надо поверх чёрной дыры натягивать транспарант «ЭТО
ЧЁРНАЯ ДЫРА» — и распознавать его как транспарант. Не надо на шею образу
вешать табличку «Саша» и расставлять на ней ударения. Дыра — здесь,
образ — здесь. Результатом исследования может быть лишь одно — видение
этого феномена как феномена, именно в том виде, в котором он
присутствует и осознаётся, вместо того, чтобы петь ему гимны и воздыхать
по вечерам об его величине, глубине и красоте.