24 августа 2013

Абсолютное Знание Себя

Говорить мы можем только о том, что стало частью нашего переживания, что было осознано как что-то, это и есть относительное знание, то есть знание неких объектов, неизбежно условно отделенных друг от друга и ещё изменяющихся во времени. Спрашивается, о каком ещё абсолютном знании может тогда идти речь? И это верно, поэтому абсолютное знание мы не должны искать за пределами или вне относительного, так как за этими пределами лежит такое же относительное знание в виде фона “не-мысли” или абстракций, которые также принадлежат относительному знанию, меняются во времени и ясно осознаются.

Почему мы вообще ищем абсолютное знание, может его и нет вообще?
Поиск начинается с осознания двух особенностей относительного знания:
1. Его объекты изменчивы, разрушимы и не могут быть Реальностью, которая, очевидно, легко переживает их изменение и разрушение, оставаясь незатронутой в сущности.
2. Объекты относительного знания не могут функционировать сами по себе – сила их двигающая не попадает в осознание, в относительное знание, они не являются самодвижущимися. Эти объекты ясно осознаются, но не являются источником этого осознания – они не являются самоосознающими.

Эти два пункта указывают на неполноту относительного знания и побуждают искать абсолютное знание Себя, Реальности.

В процессе поиска этого абсолютного знания можно устранить первый указанный недостаток относительного знания – непостоянство. Исследуя сферу относительного можно выйти на то, что не подвержено изменению и в то же время ясно осознаётся – это то, что мы называем Основой –изначальные феномены, которые нерушимо присутствуют в любом опыте и даже при отсутствии любого опыта. Эти феномены, Основа – это нечто вроде освещенного (но не светом), а Осознанностью равномерного Пространства, в котором как говорят в Тибете “восходят все явления” – появляются, пребывают и исчезают все формы, не затрагивая этим самым Экран, Основу феноменальности. Эти изначальные феномены действительно неизменны, так как лишены признаков, которые можно было бы измерять – как форма, цвет и т.п. – оттого невозможно предполагать их отсутствие. Они присутствуют извечно, давая возможность относительному знанию возникать. Осознание Основы таким образом является заманчивым кандидатом на абсолютное знание и многие полагают, что Основа и есть Реальность.
И однако же, Основа является относительным знанием из-за второго пункта: она не открывает тайну о своём источнике энергии, благодаря которому возникают формы, а также при тщательном исследовании выясняется, что она не может быть источником осознавания – она ясно осознаётся, но не осознаёт.

Интуитивное знание о неполноте любых феноменов, даже изначальных и толкает ищущего на поиск абсолютного знания, при этом он противопоставляет абсолютное знание относительному и ищет видящего где-то за пределами видимого, источник энергии за пределами объектов.

Это поиск съел бы себя очень быстро, но этому мешает неисследованность, неосведомленность, неопытность в том, что касается относительного знания. Без исследования кажется, что объекты восприятия и мышления самосуществующие, самоосознающие – так мы легко соглашаемся, что образ “себя” является действительным автором, видящим, следуем игре, но не замечаем, что это игра. Когда же сомневаемся в его реальности, страхует абстрактное мышление и уже его-то творения мы точно не ставим под сомнение – такие символы как “просто я”, “я видящий” и т.п.

Либо же у нас было когда-то чудесное переживание, которое мы и называем “собой подлинным”, “источником” не замечая, что абсолютизируя относительное знание в виде этого переживания, попадаемся в ловушку его поиска, что может занять много лет и не факт, что такое переживание удастся пережить вновь. Это очарование может послужить основой для перманентной неудовлетворенности и долгому бесплодному поиску (кто знает какие причины привели к этому давно минувшему переживанию и как вызвать его вновь?).
Такие белые пятна в относительном знании, очарования, мешают прозреть в его природу как относительного знания. А ведь абсолютное знание “приходит” как раз одновременно с таким прозрением!

Если же вы готовы временно отложить очарования и надежды и чистосердечно и искренне исследовать относительное знание и увидеть его таким, как оно есть, вам может хватить одного вопроса: может ли данный феномен (временный или изначальный) – видеть или осознавать, либо же это является лишь номинальным видящим? Проведя такое исследование одного момента сейчас во всей полноте, вы приходите к выводу, что всё осознаваемое действительно является лишь равностным относительным знанием, в нём есть только номинальные субъекты, номинальные делатели.

Вместе с этим вы констатируете абсолютную невозможность обнаружения источника осознания в относительном знании. Вы также осознаёте, что помещение его в “ничто”, “запредельное”, “трансцендетное” являет собой лишь абстрагирование, которое не выходит за рамки относительного знания.

Настоящее, неинтеллектуальное прозрение в то, что абсолютная субъективность не попадает в относительное знание – означает полный крах поиска, так как он возможен лишь в сфере относительного, которая охватывает всё, что можно было бы найти или осознать.

Но это не значит, что Абсолют не существует абсолютно (любое относительное знание кричит о нём), любое видимое кричит о Видящем, просто это не является чем-то вообще. Это “не-что-то”, его можно понять или пережить только как относительное что-то.
Где же мог бы быть этот Абсолют? Так как он не является чем-то, то он и не находится где-то, нет никакого расстояния до здесь, где бы это здесь ни было. Нет также расстояния у этого “не-что-то” до “чего-то”, нет между ними двойственности, которая возможна только в относительности и то лишь условно.

То, что искалось абсолютно не отделено от найденного относительного знания, но и не является им. Всё, что можно сказать: Оно Здесь, вне сомнения, которое возможно только от очарования относительным знанием и моделированием в нём Абсолюта как “себя”. Абсолютное Знание есть всего лишь осознание относительного знания таким как оно есть, что выражается в осознании: Я не могу быть ничем из относительного знания, ничто из относительного знания не может быть чем-то иным чем Я.
Попытка их отделить подобна противопоставлению тела и его внешней поверхности, которая есть возможность тела осознавать, переживать и знать себя.

Комментировать