Абсолютное Знание Себя
Говорить мы можем только о том, что стало частью нашего переживания, что
было осознано как что-то, это и есть относительное знание, то есть
знание неких объектов, неизбежно условно отделенных друг от друга и ещё
изменяющихся во времени. Спрашивается, о каком ещё абсолютном знании
может тогда идти речь? И это верно, поэтому абсолютное знание мы не
должны искать за пределами или вне относительного, так как за этими
пределами лежит такое же относительное знание в виде фона “не-мысли” или
абстракций, которые также принадлежат относительному знанию, меняются
во времени и ясно осознаются.
Почему мы вообще ищем абсолютное знание, может его и нет вообще?
Поиск начинается с осознания двух особенностей относительного знания:
1. Его объекты изменчивы, разрушимы и не могут быть Реальностью,
которая, очевидно, легко переживает их изменение и разрушение, оставаясь
незатронутой в сущности.
2. Объекты относительного знания не могут функционировать сами по себе –
сила их двигающая не попадает в осознание, в относительное знание, они
не являются самодвижущимися. Эти объекты ясно осознаются, но не являются
источником этого осознания – они не являются самоосознающими.
Эти два пункта указывают на неполноту относительного знания и побуждают искать абсолютное знание Себя, Реальности.
В процессе поиска этого абсолютного знания можно устранить первый
указанный недостаток относительного знания – непостоянство. Исследуя
сферу относительного можно выйти на то, что не подвержено изменению и в
то же время ясно осознаётся – это то, что мы называем Основой
–изначальные феномены, которые нерушимо присутствуют в любом опыте и
даже при отсутствии любого опыта. Эти феномены, Основа – это нечто вроде
освещенного (но не светом), а Осознанностью равномерного Пространства, в
котором как говорят в Тибете “восходят все явления” – появляются,
пребывают и исчезают все формы, не затрагивая этим самым Экран, Основу
феноменальности. Эти изначальные феномены действительно неизменны, так
как лишены признаков, которые можно
было бы измерять – как форма, цвет и т.п. – оттого невозможно
предполагать их отсутствие. Они присутствуют извечно, давая возможность
относительному знанию возникать. Осознание Основы таким образом является
заманчивым кандидатом на абсолютное знание и многие полагают, что
Основа и есть Реальность.
И однако же, Основа является относительным знанием из-за второго пункта:
она не открывает тайну о своём источнике энергии, благодаря которому
возникают формы, а также при тщательном исследовании выясняется, что она
не может быть источником осознавания – она ясно осознаётся, но не
осознаёт.
Интуитивное знание о неполноте любых феноменов, даже изначальных и
толкает ищущего на поиск абсолютного знания, при этом он
противопоставляет абсолютное знание относительному и ищет видящего
где-то за пределами видимого, источник энергии за пределами объектов.
Это поиск съел бы себя очень быстро, но этому мешает неисследованность,
неосведомленность, неопытность в том, что касается относительного
знания. Без исследования кажется, что объекты восприятия и мышления
самосуществующие, самоосознающие – так мы легко соглашаемся, что образ
“себя” является действительным автором, видящим, следуем игре, но не
замечаем, что это игра. Когда же сомневаемся в его реальности, страхует
абстрактное мышление и уже его-то творения мы точно не ставим под
сомнение – такие символы как “просто я”, “я видящий” и т.п.
Либо же у нас было когда-то чудесное переживание, которое мы и называем
“собой подлинным”, “источником” не замечая, что абсолютизируя
относительное знание в виде этого переживания, попадаемся в ловушку его
поиска, что может занять много лет и не факт, что такое переживание
удастся пережить вновь. Это очарование может послужить основой для
перманентной неудовлетворенности и долгому бесплодному поиску (кто знает
какие причины привели к этому давно минувшему переживанию и как вызвать
его вновь?).
Такие белые пятна в относительном знании, очарования, мешают прозреть в
его природу как относительного знания. А ведь абсолютное знание
“приходит” как раз одновременно с таким прозрением!
Если же вы готовы временно отложить очарования и надежды и чистосердечно
и искренне исследовать относительное знание и увидеть его таким, как
оно есть, вам может хватить одного вопроса: может ли данный феномен
(временный или изначальный) – видеть или осознавать, либо же это
является лишь номинальным видящим? Проведя такое исследование одного
момента сейчас во всей полноте, вы приходите к выводу, что всё
осознаваемое действительно является лишь равностным относительным
знанием, в нём есть только номинальные субъекты, номинальные делатели.
Вместе с этим вы констатируете абсолютную невозможность обнаружения
источника осознания в относительном знании. Вы также осознаёте, что
помещение его в “ничто”, “запредельное”, “трансцендетное” являет собой
лишь абстрагирование, которое не выходит за рамки относительного знания.
Настоящее, неинтеллектуальное прозрение в то, что абсолютная
субъективность не попадает в относительное знание – означает полный крах
поиска, так как он возможен лишь в сфере относительного, которая
охватывает всё, что можно было бы найти или осознать.
Но это не значит, что Абсолют не существует абсолютно (любое
относительное знание кричит о нём), любое видимое кричит о Видящем,
просто это не является чем-то вообще. Это “не-что-то”, его можно понять
или пережить только как относительное что-то.
Где же мог бы быть этот Абсолют? Так как он не является чем-то, то он и
не находится где-то, нет никакого расстояния до здесь, где бы это здесь
ни было. Нет также расстояния у этого “не-что-то” до “чего-то”, нет
между ними двойственности, которая возможна только в относительности и
то лишь условно.
То, что искалось абсолютно не отделено от найденного относительного
знания, но и не является им. Всё, что можно сказать: Оно Здесь, вне
сомнения, которое возможно только от очарования относительным знанием и
моделированием в нём Абсолюта как “себя”. Абсолютное Знание есть всего
лишь осознание относительного знания таким как оно есть, что выражается в
осознании: Я не могу быть ничем из относительного знания, ничто из
относительного знания не может быть чем-то иным чем Я.
Попытка их отделить подобна противопоставлению тела и его внешней
поверхности, которая есть возможность тела осознавать, переживать и
знать себя.