20 февраля 2013

«Черная кошка, белый кот» или еще раз о механизме страдания

Основной причиной, запускающей процесс духовного поиска, является ощущение крайней недостаточности и незавершенности настоящего момента. «Сейчас что-то не так, но в будущем, где-то в далекой неведомой дали существует состояние абсолютной целостности, покоя и благости, к которому (совершенно точно!) можно прийти тем или иным путем… Некоторые вроде добрались, и у меня получится...» И так далее.

Несложно понять, что подобное видение порождает вечно оживающую перспективу на будущее и создает непреодолимый зазор между ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ В ПЕРЕЖИВАНИИ и ТЕМ, ЧТО НАХОДИТСЯ В СОДЕРЖАНИИ МЫСЛИ.

Если несостыковка распознается как изначально пустотная, не содержащая и грамма реальности мысль, то от нее не может быть никакого вреда. «Сейчас я горбачусь на работе, а мог бы попивать чай и наслаждаться красотами пуэрториканского заката». Мысль и мысль, как пришла, так и ушла. Руки продолжили вытачивание втулок в пыльном цеху на окраине подмосковья.

Однако если СОДЕРЖАНИЕ МЫСЛИ каким-то невероятным образом выпрыгивает из мысли и вступает в конфликт с ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ В ПЕРЕЖИВАНИЯХ, то рядом с белым пушистым котом настоящего момента мгновенно вырисовывается силуэт опасно-хищной черной кошки, которая раз за разом бросается наперерез нашего жизненного пути, и превращает ТО, ЧЕГО НЕТ В ПЕРЕЖИВАНИЯХ в реальные и невероятно изматывающие страдания.

Почему это происходит?
Потому что содержание мысли кажется реальным. Кажется, что его можно положить на одни весы с переживанием, и оно даже может перевесить!

Поэтому если посредством исследования становится очевидно, что СОДЕРЖАНИЕ МЫСЛИ это лишь небольшой фрагмент ВСЕГО ПЕРЕЖИВАНИЯ в данный момент, и оно никоим образом не может выпрыгнуть из мысли и заместить собой САМО ПЕРЕЖИВАНИЕ, то страданию попросту негде возникнуть. Белый кот будет мирно посапывать в одиночестве.

Однако мы проводим исследование раз за разом, но «развязки» все не происходит. Почему?

Потому что:
А) Развязка является мыслью о развязке.
Б) Место подлинного зазора не распознается. Какие-то очень тонкие и неуловимые мысли о другом варианте ускользают от нашего внимания и продолжают выгибать свои черные спины в неосвещенных закоулках ума. Ведь чаще всего зазор не осознается явно, как какая-то конкретная мысль, а переживается скорее как общее фоновое чувство незавершенности, которое всегда присутствовало в нашей жизни по умолчанию. Поэтому увидеть его как содержание мысли чрезвычайно сложно. Кто обращает внимание на обои, мимо которых ходит по пятнадцать раз на дню?

А между тем, именно оно, самое незаметное и обыденное, то, что всегда было с нами и никогда не подвергалось сомнению, и должно стать ключевым местом исследования. Стоит приглядеться повнимательней и задаться вопросом, а не является ли эта черная кошка всего лишь тенью белого кота?

Комментировать