20 февраля 2013

Яд vs Лекарство (часть 1) Самоисследование

Три вида практики, используемые Учением: Самоисследование, Приятие и Отрицание направлены на выявление, высвечивание трех невежественных тенденций в разворачивании эго-структуры: самоопределения, самоутверждения и самоуничижения.

К сожалению, очень часто неверное понимание практики приводит к тому, что вместо лекарства (практика) ищущий принимает яд под видом лекарства (утверждение невежественных тенденций под видом учения).
Предлагаю рассмотреть поподробнее, чем же отличается «яд» от «противоядия».
Каждая невежественная тенденция опирается на существование «Я» или «Реальности», «Источника», которые никогда не подвергается сомнению, в то время как практика опирается на какой-то внешний феномен (Приятие, Отрицание) или на сам процесс сомнения (самоисследование) – такая опора является условной, игровой и исчезает безусильно сразу же после завершения практики.
Условно это можно обозначить так: невежество направлено изнутри – наружу, из тайного, секретного в явное, обыденное. Практика: снаружи — вовнутрь, от явного к тайному и знакомому.

Теперь подробнее про каждую дуальную пару:

Самоопределение – Самоисследование

ЯД:
Что же такое самоопределение и чем оно живет?
Самоопределение — процесс поиска и определения Себя в феноменальном мире. Причем первый шаг уже сделан: СЕБЯ уже утверждено, как реально существующее, осталось найти правильное облачение или, как принято говорить в среде ищущих, отождествление. Причем отождествление с «разотождествлением» считается самым правильным, жаль, что заметно это только на контрасте с «вовлечением». Но это у искушенных ищущих, а простые люди довольствуются тем, что они: женщина, мужчина, мать, сын, честный человек, негодяй, бухгалтер, душа, творенье божье, частичка Отца и прочее.

ЛЕКАРСТВО:
Самоисследование при помощи вопроса «КТО Я?» ставит под сомнение СЕБЯ, которое отождествляется, при этом без внимания остаются сами отождествления. Не имеет никакого значения величина, количество и качество претензий, не важно также с какой скоростью и как часто они сменяют друг друга, важно — О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ. Самоисследование направлено в самое сердце «Я» гипноза, на того, «от чьего имени» вы привыкли действовать, мыслить и даже жить, на саму «истину» в последней инстанции. Эта практика не может быть комфортной, простой и приятной, не может она также оставлять привкус «ясности».
Основная трудность самоисследования состоит в том, что для него необходим нешуточный заряд энергии, той, что греки называли Эросом. Это такой искренний, ничем не ограниченный интерес, вдохновение, которое заставляет людей искусства днем и ночью трудиться над произведением, а людей науки, рисковать жизнью и здоровьем ради исследования.
Такого же рода интерес, у человека в духовном поиске может быть направлен на то, что мы так привычно называем СОБОЙ. Здесь нет места корысти, поиску лучшей доли, выгоды – только интерес, сомнение, доведенное до предела, до сомнения в сомнении. Это не то, что кто бы то ни было мог инициировать. Однако, это может случиться.

ОШИБКИ:
1.Очень часто практика самоисследования применяется ищущими для облегчения сиюминутного состояния. При помощи вопроса «КТО Я?» личностные отождествления, приносящие боль и страдания, разоблачаются и заменяются безличностными, которые дарят ощущение покоя, тишины, любви и собственной бесконечности. Конечно, такого рода самоопределение под видом самоисследования является профанацией практики. И фактически закрывает пути для настоящего исследования, интерес заменяется кайфом, а прозрение – возрастающими претензиями.

2. Случается также, что ищущие сбиты с толку самим термином «самоисследование». Потому что любое исследование, если речь идет об исследовании феномена предполагает, что феномен можно взять и рассмотреть, разделить на части, препарировать, проанализировать. Совсем другое дело, когда речь заходит о САМОисследование, никак не получается «поймать за хвост» то, что собираемся исследовать. И тогда случается хитрая вещь: моделирование самоисследования. В мышлении моделируется подставное «я», которое ясно различается как феномен и которое легко исследовать, ищущий очень быстро приходит к выводу, что «я – это просто мысль», затем практика самоисследования сворачивается, как не имеющая смысла. Но по косвенным признакам: чувство недостаточности, чувство авторства, вины, честный человек осознает, что эго-центр все еще на месте, а самоисследование, между тем, превратилось в «беззубую практику». Разумеется, на самом деле, речь здесь идет не о самоисследовании, а о его профанации, которое можно обозначить, как самоопределение в пользу самоисследующего.

Таким образом, мы можем выделить несколько основных моментов, которые помогут отличить самоопределение от самоисследования:
Самоисследование не может быть приятным, легким и скучным, не может быть также слишком ясным и очевидным, но может быть по-настоящему интересным.
Самоопределение же дарит ощущение опоры, твердой почвы, абсолютной ясности и уверенности, но оставляет при этом легкое ощущение недосказанности (недостаточности) и требует нового самоопределения, продолжения, пусть даже под видом «самоисследования».

В заключение хочется напомнить, что самоисследование, как и любая другая практика недвойственного учения, прожитая тотально 1 раз способна высветить невежество столь отчетливо и очевидно, что не оставляет ни единого шанса на дальнейшее заблуждение.

Однако, от вас здесь ничего не зависит, впрочем, как и всегда, а значит это не повод не пробовать!

(продолжение следует)

Комментировать