Яд vs Лекарство (часть 2) Приятие
Рассмотрим следующую пару: самоутверждение – приятие.
ЯД:
Самоутверждение в своей основе опирается на тот же базовый тезис, что и
самоопределение: существование отдельного кого-то, который, конечно, не
персонаж игры в описание, а сама «реальность», ее источник, прародитель,
альфа и омега всего.
Но в данном варианте заблуждения не так важно определиться с тем, кто же «Я» «на самом деле», гораздо важнее, СКОЛЬКО всего «Я» имею или умею. На передний план выходят не маски новых «отождествлений», а функции и имущество.
Причем все это (и функции, и имущество) совершенно ясно, определено и
пересчитано, а вот главный владелец за всем этим совершенно не заметен,
он выпадает из внимания, однако подразумевается очень весомым, важным и
«имущим».
ЛЕКАРСТВО:
Практика приятия всегда начинается с самого ясного, явного,
«феноменального», постепенно продвигаясь к внутреннему, тайному, «себе».
Тут важно пояснить: многие люди не могут воспринять никакое явление
безотносительно к СЕБЕ. То есть все вещи или «мои», или «не мои», люди
тоже или «за меня» или «против меня», и даже явления природы часто
находятся в тесных личностных отношениях со «мной». В той или иной
степени такого рода эгоцентризм присутствует у любого
«самоутверждающегося» организма.
Так вот практику приятия необходимо начинать с того, что видится как
феномен, никак не зависящий от МЕНЯ. Постепенно, практикующий может
обнаружить, что круг таких явлений все больше расширяется, а потом вдруг
даже сами эти представления, эмоции, окрашивающие феноменальный мир в
«мое», «не мое», «за» и «против», начинают видеться как феномены, никак
не зависящие от «меня».
Тогда можно приступать к исследованию, так называемого «внутреннего
мира»: чувства, мысли, ощущения, состояния тоже можно описать, как
феноменальные проявления.
Практика приятия опирается на совершенно очевидный тезис:
«Все происходящее уже принято существованием в момент осуществления»
Тогда о чем собственно практика?
По сути дела задача практикующего только называть вещи своими именами, а именно:
Феномены видеть феноменами, отношение к феномену – чувством/ощущением в
теле (т.е. психическим и/или физическим феноменом), а отношение к
отношению – мыслью (ментальным феноменом).
ОШИБКИ:
1. Очень часто приятие путают с одобрением. А поскольку, когда все
хорошо и «по-моему» никому не приходит в голову практиковать, а когда не
«по-моему» — «принимать» не получается, то практика «не работает». Хотя
конечно, это никакая не практика приятия, а только очередная
профанация.
2. Практикующий пытается принять то, чего не найти, часто какие-то
абстрактные концепции, включающие в себя совокупность мыслей, чувств,
действий, состояний. Например, вряд ли у вас получится принять «обиду»,
«недостаточность», «весь мир», «любовь», «отсутствие «Я»» и вообще
отсутствие чего бы то ни было. Тут необходима честность, различение и
внимательность.
Для удобства можно различать физические, психические и ментальные
феномены. Абстрактные концепции могут описывать совокупность физических,
психических и ментальных феноменов, но по сути своей являются, конечно,
ментальными.
При условии честной практики, ищущего ждут очень интересные открытия
относительно того, что мы привыкли называть «обидой», «любовью»,
«депрессией», «отношениями», «просветлением» и пр.
3. Принятие списком. Спекулируя базовым тезисом приятия (см. выше),
практикующий объявляет, что все уже и так принято, а он тут не при чем
(принимающий становится не_участвующим_в_приятии). И даже само заражение
самоопределением тоже уже принято.
Разумеется, практика на этом месте заканчивается, не начавшись, а мировоззрение остается все в той же эгоцентрической точке.
4. В результате практики (часто длительной) наступает момент, когда весь
мир «превращается» в феноменальный, то есть все видится отвлеченно и
беспристрастно, а сам практикующий видится очень «невовлеченно», при
этом осознания игры в отдельность, как игры почему-то все равно не
происходит.
Практика опять превращается в своего рода портал, ведущий из личностного
вовлечения в безличностное. Возникает зависимость от практики.
Здесь поможет один честный вопрос: что позволяет определить феномены, как феномены и что определяет их границы?
В заключение хочется сказать, что практика приятия, совершаемая честно,
без профанации, исцеляюще действует на всех этапах понимания. Эта
практика предназначена главным образом для мирян и не требует никаких
специальных условий, ничего не мешает вам заняться ею прямо сейчас. Это
удивительный в своей красоте, простоте и силе подарок Учения.