Яд vs Лекарство (часть 3) Отрицание
Следующей ядо-лекарственная пара, которую мы рассмотрим — это самоуничижение vs отрицание.
ЯД:
Самоуничижение в той или иной степени свойственно всякому
заблуждающемуся уму. По сути дела – это обратная сторона
самоутверждения. Только в данном случае, поле для деятельности персонажа
еще больше, тут на первый план выходит все, чего у МЕНЯ нет (но могло
бы быть) и то, что я не умею (а должен). Разумеется, существование МЕНЯ
представляется несомненным.
Но МОЕ ничтожество настолько явно, что нет смысла даже обращать внимание
на того, кто за ним стоит, уж лучше заняться перебиранием МОЕЙ
никчемности, всего, что я не смог или не получил, возникают такие мысли,
как: «Я» — ничего не достойное существо, у меня ничего не получается, я
никому не нужен, лучше бы мне умереть, которые немедленно наделяются
реальностью и вызывают невыносимые страдания.
Если состояние самоутверждения имеет очень явные перспективы
приобретения новых функций и имущества, то состояние самоуничижения, на
первый взгляд «безнадежное», имеет еще большие перспективы, потому что
страдание не имеет «дна», всегда находится место, где больнее и
ничтожнее.
ЛЕКАРСТВО:
Путь отрицания, если сравнивать его с другими путями для мирян, требует наибольшей отважности.
Внимание в данном случае направленно на отрицание реальности феномена и на исследование границ, определяющих эту реальность.
Практику, как и в других случаях, необходимо проводить «снаружи –
вовнутрь», начиная с объектов физического и психического мира и
заканчивая объектами ментального мира, дойдя до «святилища» игры — «Я»,
претендующего на владение и управление (или не управление) такими
«реальными» феноменами.
Но если ни один объект явленного мира не является незыблемым и
постоянным, а границы между феноменами условны и определяются другими
феноменами, то насколько реальным является некто, претендующий на владение (или не владение) этими феноменами? И насколько актуальны эти претензии?
ОШИБКИ:
1.Очень часто путь ОТРИЦАНИЯ путают с путем ОТРЕЧЕНИЯ, когда человек
избавляется, от всего, что могло бы отвлечь его от практики специального
состояния, главным образом это касается социальных связей и некоторых
объектов материального мира.
Путь отрицания не требует подобных «жертв», однако их требует тенденция
самоуничижения, в результате «я» становится еще более ничтожным и
обездоленным, а, следовательно, более «реальным». Поскольку введения в
специальное состояние РИГ-ПА от Мастера в этом случае тоже не получено,
происходит НЕ отрицание и НЕ отречение, а очередная профанация от «я»,
которая может принести только новые страдания.
Здесь важно понять, что с точки зрения ОТРИЦАНИЯ, нет необходимости
избавляться от чего бы то ни было, потому что, в случае отбрасывания
феномена, утверждается его значимость, а, следовательно, реальность.
С другой стороны, с точки зрения ОТРЕЧЕНИЯ, необходимо избавиться лишь
от некоторой определенной группы вещей и связей только с целью создания
оптимальных условий для практики специального состояния.
В Учении не существует практики, призывающей к разрушению,
отбрасыванию, самоистязанию и прочей борьбе с явленным миром, однако
тенденция самоуничижения диктует именно это.
2. Отрицание списком. После прочтения нескольких хороших и не очень,
духовных или околодуховных книг ищущий заявляет, что «все иллюзорно» или
«все майя» при этом сама «майя», конечно очень реальная, а уж тот, кто
ее зафиксировал, вообще, живее всех живых, но это как-то из внимания
ускользает.
Часто также случается, что представление о том, что «все иллюзорно»
наделяется реальностью и вызывает такой страх, что практикующий
немедленно возвращается на уровень «я – тело» и отрицает все остальное,
прежде всего такое «пугающее» Учение.
3. Самоотрицание — еще один профанирующий подход, когда ищущий просто
объявляет: МЕНЯ НЕТ или «никакого «я» не существует» и пр. Разумеется,
дальнейшее исследование представляется бессмысленным. Здесь ошибка
состоит в том, что исследование начинается «изнутри – наружу», или вовсе
не начинается, а просто очередной тезис берется на веру и служит свою
службу эго-невежеству.
Здесь необходимо помнить, что ни один феномен не нуждается ни в
утверждении своего присутствия, ни в утверждении своего отсутствия. Если
что-либо отсутствует, это настолько тотальное явление, что не требуется
никакой фиксации. И только «я» всегда или «недоприсутствует» или
«недоотсутствует» и нуждается в постоянном подтверждении или отрицании
того, или другого.
Преодолеть это заблуждение поможет честное исследование того, кем или чем является это «я», которое то было, а теперь «нет».
4. Нигилизм. Начав исследовать окружающий мир с помощью практики
ОТРИЦАНИЯ, ищущий приходит к выводу, что все феномены явленного мира
нереальны, условны и изменчивы. Однако, это убеждение может исходить
только из реальности, незыблемости и вечности «Я», не важно, в
личностном («Я», «Брахман») или в безличностном («свидетель,
осознанность») аспекте.
Из этого подхода произрастает нигилизм, жестокость и цинизм многих «духовных» людей.
Ошибка здесь состоит в том, что исследовано и отринуто, как нереальное, всё, кроме самого отрицания.
В этой точке встречаются путь отрицания и путь приятия. Некому отринуть
отрицание и некому принять приятие, но в какой-то момент и то и другое
может быть осознано, только как один из возможных способов описания,
такой же условный, как и все остальные.
Тогда приятие и отрицание теряют смысл не потому, что профанированы и
неверно поняты, а потому что присутствуют в каждом явлении,
следовательно, некому и незачем их фиксировать.
В заключение хочется еще раз отметить, что любая из вышеперечисленных
практик, прожитая тотально 1 раз не оставляет ни одного шанса
невежеству. Однако, эго-тенденции настолько привычны и вработаны, что
ищущий склонен слышать описание практики преимущественно с точки зрения
отдельного МЕНЯ. Но в случае любого заблуждения никто так не поддержит и
не вразумит вас, как Мастер, которому вы доверяете. Используйте любую
возможность находится в его пространстве. Присутствие Мастера, как и
каждая из практик — величайшая милость Учения.