Практики. Часть 1
Как вы знаете, я 14 преподавал в школе Симорон. В цикле статей я хочу изложить и обобщить опыт этих практических методов. Мой подход и мировоззренческие концепции могут не соответствовать виденью Бурланов, хотя основы методик взяты у них. Возможно, кому-то эти методы окажутся полезны.
Профилактика проблем.
Современный человек живет в перенасыщенном информацией пространстве. Количество визуальных и аудиальных раздражителей на несколько порядков превышает возможности человека адекватно оценивать и реагировать на них. Это создает состояние постоянного стресса. Изнашивает тело, приводит к появлению алкогольных и наркотических зависимостей. Стремясь вырваться из паутины противоречивой информации, ум запутывается еще больше. Мы ввязываемся в проигрышные дела, совершаем ошибки, теряем деньги и здоровье. Одним словом, появляются проблемы. Воспринимая каждый раздражитель как угрозу, мы реагируем на него выплеском энергии, но так как привычные формы ее сублимации не доступны для современного человека, проще говоря, наши древние инстинкты кричат бей или беги, а бить нельзя, да и некого, и убежать не получится,- то все, что нам остается - это подавлять свои импульсы, разрушая тело и психику.
Есть ли выход из этой патовой ситуации? Конечно, есть. Выход всегда там же, где и вход. Если привычное реагирование выработало автоматизмы, создающие напряжение и приводящие к проблемам, значит надо изменить реакцию на акцию. В нашей школе разработан ряд методик, рассчитанных на разные типы интеллекта. Будда говорил, что существует 84 тысячи различных типов ума, но даже такое многообразие говорит только об одном - что каждый человек должен сам найти для себя те способы и методы, которые будут работать именно для него.
Но общий алгоритм я попытаюсь до вас донести. Для того, чтобы изменить стереотип реагирования, надо начать обращать внимание на то, что раньше проходило незаметным и минуя уровень сознательной оценки создавало бессознательные напряжения. Это практика, и, как любая практика, она нужна только до тех пор, пока нужна. Как говорит ведическая мудрость: «Практика это шип, которым удаляется другой шип и выкидываются оба». Приведу несколько примеров. Звонок телефона, неожиданная вспышка света, резкий запах, плач ребенка, список раздражителей можно перечислять бесконечно. Что же делать? Вот несколько методов:
Метод первый - Дразнилка. Увидев или услышав что- то, привлекшее ваше внимание, передразните его. Годятся любые звуки или движение можно скорчить рожу или пощелкать пальцами. Не думайте, что сделать в это мгновение - просто сделайте.
Метод второй – Естьность. Этот метод понравится людям созерцательного склада.
Зафиксировав раздражитель, сделайте мгновенную паузу и одновременно пронаблюдайте звук, и отсутствие звука, на фоне которого это происходит. Предмет и окружающее его пространство. Ощущение и фон.
Метод третий - Творческое преображение. Сотворите из раздражителя творческий образ, это может быть близкая или далекая ассоциация. Например: стук в дверь - это призывная песнь там –тама или салют в честь дня рождения Колумба, не сковывайте себя следованием за звуком или изображением, сработавшая автосигнализация может вызвать ассоциацию грациозно танцующих пингвинов или аромат розы... Сотворив образ, озвучите его или хоть как-то изобразите, если вы в людном месте - то проартикулируйте губами или слепите пару движений пальцами.
Метод четвертый – Называние. Понравится людям конкретно –логического склада.
Он очень прост: услышав звонок - говорите звонок, увидев птицу - птица, почуяв запах, констатируете – да, это запах роз или туалета; или просто: это - звук, это - запах. Говорить можно и беззвучно. Хорошо от называния переходить к творческому преображению, иначе можно зависнуть в паузе, но прежде всего ориентируйтесь на себя, свои возможности и склонности.
Продвинутый уровень. Во всех практиках надо помнить один из главных принципов системы. Это ТРАНСЛЯЦИЯ. Мы всегда актеры перед благожелательным зрителем, мы постоянно ТРАНСЛИРУЕМ в мир энергию жизни, создавая новую реальность каждым своим движением и словом. Даже когда практика делается в общественных местах и не должна привлекать внимания, внутреннее наполнение и интенсивность должны не уменьшаться. Это состояние актера, читающего монолог замершему залу, ученого, рассказывающего о своем открытии, командира, вдохновляющего солдат перед битвой, поэта, читающего свои стихи.
Для развития качества трансляции на более продвинутом уровне рекомендуется выстраивать вербальные формулы в глагольной форме. Например, дразнилку вы делаете так, будто перед вами не безличностный источник шума или изображения, а живой человек. При выполнении практики Естьности внимание можно сравнить с лучом прожектора, осветившего объект. Творческое преображение превращается в работу скульптора и художника, при которой окружающие объекты служат материалом для творца. Вы лепите новые формы, преображая окружающие предметы, описывая этот процесс словами и изображая телом. При практике называния, вы на продвинутом уровне не просто констатируете, а утверждаете действие. Например. Чашка стой, птица лети, человек иди, роза пахни, свет гори. По мере обучения желательно предлагать не привычные действия, а творчески преображенные. Например чашка пахни розой, птица свети, человек лети и так далее.
Те, кто практикует эти методы, говорят о возвращении в блаженное состояние детства, когда мир был ярким и неизведанным, когда для радости не нужен был ни новый Мерседес, ни прибавка к зарплате. Именно о таком состоянии первозданной чистоты и невинности и говорил Иисус: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)
Вы можете компоновать эти четыре метода или, если вы поняли алгоритм работы, придумать свой. Старайтесь замечать то, что вы раньше не замечали. В идеале, если называния и ассоциации будут идти непрерывным потоком. Можно использовать окружающие предметы, звуки, запахи даже телесные ощущения. Если в назывании, или передразнивании, возникает пауза, фиксируйте и ее как паузу. Главное, все должно делаться с удовольствием и легкостью, если устали - прекращаете практику непрерывности, отдохнув, возвращаетесь.
Такая практика позволяет избежать неосознаваемых стрессов, развить творческий потенциал и спонтанную интуитивность. Внимание к окружающему миру позволит вам избежать неожиданных сюрпризов, прояснит ум, избавит от навязчивых мыслей и внутренних диалогов. В общем, как говорила одна знакомая старушка: «кушайте лук порей, результат увидите сами». Это предварительные практики, которые можно назвать профилактическими. Как утреннюю зарядку или здоровый образ жизни. Что делать, если проблема завладела телом и умом - мы рассмотрим в следующей главе.