Путь Отречения
Во многих мировых религиозных и духовных традициях существуют люди,
посвятившие всю свою жизнь, свои желания и устремления духовной
практике. Они следуют по древнейшему из всех путей освобождения – по
Пути Отречения.
Если продолжать пользоваться медицинской терминологией, то четвертый
путь Учения (путь Отречения) можно назвать путем «хирургической
операции».
Отречение, как и другие практики, начинается с внешних феноменов и в
первую очередь касается социальных связей, имущества, желаний и
привязок. Человек предстает перед Богом, как младенец, во всей своей
чистоте и «нищете», отказываясь от всего суетного, наносного,
временного, оставляя только необходимое для выживания. Данный вид
практики, как правило, встречается в монастырях и среди странствующих
монахов отшельников.
Стадия отречения от имущества и социума является подготовительной к передаче специального состояния от Мастера.
Необходимо заметить, что восприимчивость к данному виду практики существует далеко не у всех ищущих.
Порой проходит много лет, прежде чем ученик будет готов воспринять специальное состояние, и все эти годы он находится под присмотром и чутким руководством Учителя или следует другим видам практики.
Практика состояния в разных традициях носит разные названия: Риг-Па в Дзогчен, Шикантаза (высшая степень Дзадзен) в Дзен-буддизме и др.
Специальное состояние или, как его еще называют, состояние
парадокса – это особое состояние ума, в котором человек просто не
вступает «на тропу» различающего мышления, зараженного самоопределением,
оставаясь в девственно-чистом интуитивном, чувственном и конкретном
уме, когда отсутствует «мысль о мысли», но присутствует непосредственный
чувственный опыт и конкретное знание об окружающем мире.
Эти виды мышления являются незараженными самоопределением у любого
человека, поскольку для самоопределения в нем просто нет места. Однако
длительное пребывание в таком состоянии, как правило, дается нелегко и
не сразу, слишком сильны тенденции различающего (а в ситуации зараженного мышления – разделяющего) ума.
Введение в специальное состояние осуществляется Мастером. Затем Ученик
на протяжении долгих лет ежедневно практикует это состояние. Необходимо
заметить, что Ученик, даже способный к устойчивой практике, не является
пробужденным, поскольку, при вхождении его в различающий ум,
самоопределение продолжается.
Практика может длиться долгие годы и даже десятилетия прежде, чем Ученик
ясно увидит разворачивание игры в отдельность при вступлении «на поле»
различающего мышления. В этот момент фактические границы перестают
существовать, практикующий прозревает в природу ума и необходимость в
дальнейшей практике отпадает.
Профанация пути:
Древнейший и необыкновенно красивый путь Парадокса находит своих
последователей и в современном мире. Под руководством мудрых Учителей в
Монастырях и школах, монахи постигают этот вид практики.
Однако, огромное количество ищущих, прочитавших тексты древних мудрецов
следовавших по пути Отречения или просто где-то слышавших обрывки их
цитат и изречений, являются источником профанации данного пути.
Профанация №1 «Момент сейчас»
Можно сказать, что вся энергия мышления в данном состоянии сознания
остается в непосредственном переживании момента, отсюда, так частое
встречающееся в кругах ищущих спекулирование «моментом сейчас», который
необходимо, то ли практиковать, то ли туда возвращаться. Конечно, ни
один человек в мире не может покинуть «момент сейчас» и все призывы туда
вернуться кажутся полнейшим абсурдом.
Тут мы имеем дело с неверно понятым указателем на данную практику. Когда
мышление действительно занято лишь непосредственным переживанием,
просто некому это зафиксировать. В таком состоянии нет места
самоопредлелению, соответственно, нет никакого «другого момента» на фоне
которого можно обозначить «сейчас». Любой «момент сейчас», который
зафиксирован – это уже, конечно, не «он», а только мысль о «моменте»,
наделенная реальностью.
Профанация № 2 «Нет мыслей»
Еще одной характерной чертой специального состояния является отсутствие
«мысли о мысли», то есть можно сказать, что мысли есть, как конкретное
знание, а вот фиксация мысли отсутствует. Но если практика специального
состояния проводится правильно, то некому утверждать как присутствие,
так и отсутствие мысли, по большому счету, это просто никого не
интересует. А любое зафиксированное «отсутствие мыслей» — это только
мысль «об отсутствии мыслей» опять же наделенная реальностью. Интересно,
что многими ищущими это состояние принимается за пробуждение.
Профанация №3 «Просветленное животное»
В данном случае мы имеем дело сразу с несколькими ошибками. Во-первых,
состояние практики, которое действительно можно сравнить с мышлением
высокоорганизованного животного (нет различающего 3Д мышления)
принимается за пробуждение. Затем из слухов и тезисов, вырванных из
контекста Учения, возникает собирательный образ Просветленного, как
глуповатого, но весьма добродушного животного «без мыслей, без желаний,
без оценок, без суждений» и пр. После этого начинается моделирование
подобного карикатурного состояния с помощью практик или наркотических
веществ. Думаю, не следует даже говорить об абсурдности подобной
трактовки Учения.
Профанация № 4 «Просветление для отшельников»
Многие люди считают путь Отречения единственным «истинным» путем
недвойственного учения, способным привести к пробуждению. Поскольку,
далеко не каждый человек готов отказаться от социальной жизни во имя
постижения, просветление (пробуждение, освобождение от самоопределения)
объявляется чем-то далеким, асоциальным и не слишком важным, и
откладывается на «мою следующую жизнь, когда я буду готов уйти в
монастырь».
Такой взгляд не выдерживает никакой критики, потому что существует еще
три практики, позволяющие постичь природу ума и освободиться от
заражения самоопределением, не выходя «за пределы» различающего мышления
и соответственно мирской жизни и социума.
Профанация №5 « Путаница: Отречение и Отрицание».
Часто путь Отречения, являющийся преимущественно монастырской традицией,
путают с путем Отрицания, который подходит, в том числе, и для мирян и
заключается, в честном исследовании каждого феномена, и признанием его
«нереальности», а также условности границ между феноменами.
Человек, следующий путем Отрицания, не должен отказываться от феноменов,
так как это будет подтверждать их реальность и значимость, а только
исследовать.
Не стоит путать эти два принципиально-разных подхода.
Профанация №6 «Самоистязание»
Эта профанация очень древняя, вспомните некоторые направления раннего
христианства, в которых считалось, что каждый христианин должен
повторить все страдания Христа.
Вместо отречения от всего лишнего, наносного, мешающего практике и
уединению, человек начинает истязать себя во имя какой-то «высшей цели».
Подобный подход, разумеется, никуда не ведет и является только
очередной деструктивной стратегией разделяющего мышления.
Учение никогда не призывает к причинению вреда живому существу или к борьбе с проявленным миром в том или ином виде.
Путь Отречения, как и любой другой путь постижения, таит в себе огромное
количество ловушек и подводных камней, которые никак нельзя преодолеть
ищущему, не заручившись поддержкой Мастера, доверие которому
безгранично.
В заключение хочется привести притчу из книги Шри Свами Рамы «Жизнь
среди гималайских йогов», в которой он подробно рассказывает о
следовании пути Отречения под руководством своего учителя, великого гуру
Бабаджи.
Притча:
Потерять — значит приобрести.
Был некий свами, который имел обыкновение всюду путешествовать со своим
учеником. Все члены семьи ученика очень любили и уважали этого свами,
потому что он был образцом дисциплинированного и высоко духовного
человека. Он всегда вставал до восхода солнца, купался, а затем садился и
часами медитировал. Но однажды рано утром, когда было еще темно, этот
свами закричал своему ученику: «Эй, дай мне поесть!» «Господин, но
сейчас время купания», — возразил ему ученик. «Сейчас же дай мне поесть!
Я голоден». Свами поел, потом пошел и искупался. После купания он
опорожнил свой кишечник и снова отправился спать. Он делал все
шиворот-навыворот и взбудоражил всех, кто жил в доме. Они решили, что он
сошел с ума. Жена сказала: «Наш учитель прекрасный человек. Мы должны
помочь ему». Она вызвала врачей и попросила их: «Не тревожьте его
разговорами на медицинскую тему. Скажите ему: „Мы пришли к вам учиться“.
Ведите себя вежливо, пожалуйста». Войдя в комнату свами, врачи стали
вести себя, как ученики, потому что им за это было заплачено. «Как вы
поживаете, гурудева», — обратились они к свами. Тот не ответил. Видя,
что он не шевелится, врачи решили, что он в коме. Один из них проверил
его зрачки: они были неподвижны. Другой обнаружил у него слабый пульс.
«Я думаю, что он не выживет», — сказал один другому. Третий врач,
приставив к груди свами стетоскоп и обнаружив, что биение сердца
слабеет, сообщил: «У него останавливается сердце». Женщина, бывшая в
доме, зарыдала, потому что всегда смотрела на свами, как на своего
духовного отца. В конце концов, попросили прийти меня. Когда я вошел,
свами приподнялся в постели, и я спросил: «Свамиджи, что случилось?»
«Ничего. А почему ты спрашиваешь?» «Все встревожены». «Обычно я
медитировал ради двух вещей. Но сегодня скончались мои родители, и я
опечален. Потому я и не медитирую». — Слова, сказанные свами показались
мне очень странными. «Ваши родители умерли? Но вы же свами. Вы не имеете
никакого отношения к своим родителям». «Нет, нет. У вас тоже есть
родители. Когда они умрут, вы поймете. Привязанность была моей матерью, а
гнев был моим отцом. Оба они умерли, и поэтому мне нечего делать.
Теперь мне не нужно ничего делать», — так объяснил свами свое поведение.
Когда вы преодолеете привязанность, гнев и гордость, медитация станет
вашим естественным состоянием. Теперь вам не нужно будет садиться в
определенную позу для медитации: вся ваша жизнь станет своеобразной
медитацией.