26 марта 2013

Путь Отречения

Во многих мировых религиозных и духовных традициях существуют люди, посвятившие всю свою жизнь, свои желания и устремления духовной практике. Они следуют по древнейшему из всех путей освобождения – по Пути Отречения.
Если продолжать пользоваться медицинской терминологией, то четвертый путь Учения (путь Отречения) можно назвать путем «хирургической операции».
Отречение, как и другие практики, начинается с внешних феноменов и в первую очередь касается социальных связей, имущества, желаний и привязок. Человек предстает перед Богом, как младенец, во всей своей чистоте и «нищете», отказываясь от всего суетного, наносного, временного, оставляя только необходимое для выживания. Данный вид практики, как правило, встречается в монастырях и среди странствующих монахов отшельников.
Стадия отречения от имущества и социума является подготовительной к передаче специального состояния от Мастера.
Необходимо заметить, что восприимчивость к данному виду практики существует далеко не у всех ищущих.
Порой проходит много лет, прежде чем ученик будет готов воспринять специальное состояние, и все эти годы он находится под присмотром и чутким руководством Учителя или следует другим видам практики.
Практика состояния в разных традициях носит разные названия: Риг-Па в Дзогчен, Шикантаза (высшая степень Дзадзен) в Дзен-буддизме и др.

Специальное состояние или, как его еще называют, состояние парадокса – это особое состояние ума, в котором человек просто не вступает «на тропу» различающего мышления, зараженного самоопределением, оставаясь в девственно-чистом интуитивном, чувственном и конкретном уме, когда отсутствует «мысль о мысли», но присутствует непосредственный чувственный опыт и конкретное знание об окружающем мире.
Эти виды мышления являются незараженными самоопределением у любого человека, поскольку для самоопределения в нем просто нет места. Однако длительное пребывание в таком состоянии, как правило, дается нелегко и не сразу, слишком сильны тенденции различающего (а в ситуации зараженного мышления – разделяющего) ума.

Введение в специальное состояние осуществляется Мастером. Затем Ученик на протяжении долгих лет ежедневно практикует это состояние. Необходимо заметить, что Ученик, даже способный к устойчивой практике, не является пробужденным, поскольку, при вхождении его в различающий ум, самоопределение продолжается.
Практика может длиться долгие годы и даже десятилетия прежде, чем Ученик ясно увидит разворачивание игры в отдельность при вступлении «на поле» различающего мышления. В этот момент фактические границы перестают существовать, практикующий прозревает в природу ума и необходимость в дальнейшей практике отпадает.

Профанация пути:

Древнейший и необыкновенно красивый путь Парадокса находит своих последователей и в современном мире. Под руководством мудрых Учителей в Монастырях и школах, монахи постигают этот вид практики.
Однако, огромное количество ищущих, прочитавших тексты древних мудрецов следовавших по пути Отречения или просто где-то слышавших обрывки их цитат и изречений, являются источником профанации данного пути.

Профанация №1 «Момент сейчас»

Можно сказать, что вся энергия мышления в данном состоянии сознания остается в непосредственном переживании момента, отсюда, так частое встречающееся в кругах ищущих спекулирование «моментом сейчас», который необходимо, то ли практиковать, то ли туда возвращаться. Конечно, ни один человек в мире не может покинуть «момент сейчас» и все призывы туда вернуться кажутся полнейшим абсурдом.
Тут мы имеем дело с неверно понятым указателем на данную практику. Когда мышление действительно занято лишь непосредственным переживанием, просто некому это зафиксировать. В таком состоянии нет места самоопредлелению, соответственно, нет никакого «другого момента» на фоне которого можно обозначить «сейчас». Любой «момент сейчас», который зафиксирован – это уже, конечно, не «он», а только мысль о «моменте», наделенная реальностью.

Профанация № 2 «Нет мыслей»

Еще одной характерной чертой специального состояния является отсутствие «мысли о мысли», то есть можно сказать, что мысли есть, как конкретное знание, а вот фиксация мысли отсутствует. Но если практика специального состояния проводится правильно, то некому утверждать как присутствие, так и отсутствие мысли, по большому счету, это просто никого не интересует. А любое зафиксированное «отсутствие мыслей» — это только мысль «об отсутствии мыслей» опять же наделенная реальностью. Интересно, что многими ищущими это состояние принимается за пробуждение.

Профанация №3 «Просветленное животное»

В данном случае мы имеем дело сразу с несколькими ошибками. Во-первых, состояние практики, которое действительно можно сравнить с мышлением высокоорганизованного животного (нет различающего 3Д мышления) принимается за пробуждение. Затем из слухов и тезисов, вырванных из контекста Учения, возникает собирательный образ Просветленного, как глуповатого, но весьма добродушного животного «без мыслей, без желаний, без оценок, без суждений» и пр. После этого начинается моделирование подобного карикатурного состояния с помощью практик или наркотических веществ. Думаю, не следует даже говорить об абсурдности подобной трактовки Учения.

Профанация № 4 «Просветление для отшельников»

Многие люди считают путь Отречения единственным «истинным» путем недвойственного учения, способным привести к пробуждению. Поскольку, далеко не каждый человек готов отказаться от социальной жизни во имя постижения, просветление (пробуждение, освобождение от самоопределения) объявляется чем-то далеким, асоциальным и не слишком важным, и откладывается на «мою следующую жизнь, когда я буду готов уйти в монастырь».
Такой взгляд не выдерживает никакой критики, потому что существует еще три практики, позволяющие постичь природу ума и освободиться от заражения самоопределением, не выходя «за пределы» различающего мышления и соответственно мирской жизни и социума.

Профанация №5 « Путаница: Отречение и Отрицание».

Часто путь Отречения, являющийся преимущественно монастырской традицией, путают с путем Отрицания, который подходит, в том числе, и для мирян и заключается, в честном исследовании каждого феномена, и признанием его «нереальности», а также условности границ между феноменами.

Человек, следующий путем Отрицания, не должен отказываться от феноменов, так как это будет подтверждать их реальность и значимость, а только исследовать.
Не стоит путать эти два принципиально-разных подхода.

Профанация №6 «Самоистязание»

Эта профанация очень древняя, вспомните некоторые направления раннего христианства, в которых считалось, что каждый христианин должен повторить все страдания Христа.
Вместо отречения от всего лишнего, наносного, мешающего практике и уединению, человек начинает истязать себя во имя какой-то «высшей цели». Подобный подход, разумеется, никуда не ведет и является только очередной деструктивной стратегией разделяющего мышления.
Учение никогда не призывает к причинению вреда живому существу или к борьбе с проявленным миром в том или ином виде.

Путь Отречения, как и любой другой путь постижения, таит в себе огромное количество ловушек и подводных камней, которые никак нельзя преодолеть ищущему, не заручившись поддержкой Мастера, доверие которому безгранично.
В заключение хочется привести притчу из книги Шри Свами Рамы «Жизнь среди гималайских йогов», в которой он подробно рассказывает о следовании пути Отречения под руководством своего учителя, великого гуру Бабаджи.

Притча:

Потерять — значит приобрести.

Был некий свами, который имел обыкновение всюду путешествовать со своим учеником. Все члены семьи ученика очень любили и уважали этого свами, потому что он был образцом дисциплинированного и высоко духовного человека. Он всегда вставал до восхода солнца, купался, а затем садился и часами медитировал. Но однажды рано утром, когда было еще темно, этот свами закричал своему ученику: «Эй, дай мне поесть!» «Господин, но сейчас время купания», — возразил ему ученик. «Сейчас же дай мне поесть! Я голоден». Свами поел, потом пошел и искупался. После купания он опорожнил свой кишечник и снова отправился спать. Он делал все шиворот-навыворот и взбудоражил всех, кто жил в доме. Они решили, что он сошел с ума. Жена сказала: «Наш учитель прекрасный человек. Мы должны помочь ему». Она вызвала врачей и попросила их: «Не тревожьте его разговорами на медицинскую тему. Скажите ему: „Мы пришли к вам учиться“. Ведите себя вежливо, пожалуйста». Войдя в комнату свами, врачи стали вести себя, как ученики, потому что им за это было заплачено. «Как вы поживаете, гурудева», — обратились они к свами. Тот не ответил. Видя, что он не шевелится, врачи решили, что он в коме. Один из них проверил его зрачки: они были неподвижны. Другой обнаружил у него слабый пульс. «Я думаю, что он не выживет», — сказал один другому. Третий врач, приставив к груди свами стетоскоп и обнаружив, что биение сердца слабеет, сообщил: «У него останавливается сердце». Женщина, бывшая в доме, зарыдала, потому что всегда смотрела на свами, как на своего духовного отца. В конце концов, попросили прийти меня. Когда я вошел, свами приподнялся в постели, и я спросил: «Свамиджи, что случилось?» «Ничего. А почему ты спрашиваешь?» «Все встревожены». «Обычно я медитировал ради двух вещей. Но сегодня скончались мои родители, и я опечален. Потому я и не медитирую». — Слова, сказанные свами показались мне очень странными. «Ваши родители умерли? Но вы же свами. Вы не имеете никакого отношения к своим родителям». «Нет, нет. У вас тоже есть родители. Когда они умрут, вы поймете. Привязанность была моей матерью, а гнев был моим отцом. Оба они умерли, и поэтому мне нечего делать. Теперь мне не нужно ничего делать», — так объяснил свами свое поведение. Когда вы преодолеете привязанность, гнев и гордость, медитация станет вашим естественным состоянием. Теперь вам не нужно будет садиться в определенную позу для медитации: вся ваша жизнь станет своеобразной медитацией.

Комментировать