Коментарии к тексту «Направив посох на старика»
Когда великий гуру Падмасамбхава пребывал в Великом Ритоде в
Самье, ему в течение года служил Шераб Гялпо из Нгога, необразованный
человек шестидесяти одного года от роду, который имел сильную веру и
глубоко почитал учителя. За всё это время старик никогда не просил дать
ему учение, и учитель ничего ему не предлагал. Когда спустя год учитель
собрался уезжать, этот человек из Нгога поднес ему мандалу, украшенную
цветком, на который ушла унция золота.
Почему текст начинается не с поучений Падмасамбхавы а с описания
отношения ученика к учителю. Преданный ученик полный доверия к учителю
не просит дать ему учение, а терпеливо ждет, понимая что мастер лучше
него знает когда передача учения будет наиболее действенна. Состояние
ученика можно сравнить с измученным жаждой человеком, который подходит к
воде, но сохраняя достоинство пьет ее аккуратными маленькими глотками.
Это говорит о его силе и готовности принять учение. И только тогда,
когда ученик был готов, это выразилось в том что он не только потратил
все свои сбережения на подарок, но и осмелился задать вопрос, возникли
обстоятельства при которых передача учения оказалась возможна.
Современный человек, изуродованный железном веком, всеобщего безверия и
цинизма. Утративший уважение к учениям и мастерам, запуганный призраком
тоталитаризма и на генетическом уровне пропитавшийся тысячелетиями войн и
диктатур, не способен на эту простоту и открытость. Учение должно
трансформироваться пытаясь найти путь в эти окаменевшие души. Посох
мастера все так же подымается на сатсангах и встречах, но как редко
навстречу приходит простота и искренность ученика.
Сейчас, когда мы начали проводить встречи по скайпу я познакомился с
новыми ищущими и могу уверено заявить, что трудно переоценить
возможность встречи глаза в глаза. За текстом можно спрятаться даже от
самого себя, в личной встрече это не удастся. И когда возникает
резонанс, происходит маленькое чудо понимания, но уже через 5 минут
привычные тенденции берут вверх, и изворотливый ум находит новую лазейку.
После этого он сказал:
Великий учитель, обрати на меня свою доброту. Во-первых, я необразован.
Во-вторых, я не силен умом. В-третьих, я стар, так что элементы моего
тела уже износились. Прошу тебя, дай старику, что стоит на пороге
смерти, учение — легкое для понимания, способное полностью устранить
сомнения, простое для освоения и применения, имеющее действенное
воззрение, которое помогло бы мне в будущих жизнях.
Гуру направил свой посох в сердце старика и дал такое наставление:
Продолжение следует.