Коментарии к тексту «Направив посох на старика». часть 2
После этого он сказал:
Великий учитель, обрати на меня свою доброту. Во-первых, я необразован.
Во-вторых, я не силен умом. В-третьих, я стар, так что элементы моего
тела уже износились. Прошу тебя, дай старику, что стоит на пороге
смерти, учение — легкое для понимания, способное полностью устранить
сомнения, простое для освоения и применения, имеющее действенное
воззрение, которое помогло бы мне в будущих жизнях.
Гуру направил свой посох в сердце старика и дал такое наставление:
Когда читаешь эти строки, то в большинстве случаев думаешь, «Я то
образован и не буду скромничать умен, а элементы тела еще в полном
порядке. Так что ко мне это не относится. У меня еще целая жизнь в
запасе».
Как наивны те кто кичится знаниями и здоровьем. Сколько ни читай
священные тексты, как ни изощряй свой ум в логике, понимание все так же
будет ускользать. Старик говорит, что не только тело, но и его ум уже не
так силен. Состояние пожилых людей напоминает долго длящуюся болезнь.
Их способность к пониманию нового притуплена. Ум занят болезнями тела и
мыслями о неизбежном конце. Конечно не все утрачивают ясность ума, но в
данном случае есть прямое указание, что для учения это не может служить
преградой. Мастер не общается с личностью, независимо от того в здравом
она состоянии или нет. А для разговора бытия с бытием ничего не нужно.
Более того, старость и болезнь сбрасывают всемогущего «автора своей
жизни» с пьедестала. И обретя бессилие ученик готов к восприятию учения.
Настоящее учение очень просто, но его простота недоступна пребывающим в
самомнении и гордыне.
Даже полностью открывшись мастеру ученик пребывает в сомнениях. Его ум
не успокоен и хочет привычной пищи. Это заставляет мастера давать учение
облекая его в слова, поэтому ученик просит учение, имеющее действенное
воззрение.
Обратите внимание что мотивация старика вполне эгоистична. Он хочет для себя благих перерождений. Это очень искренняя позиция простого человека. Умник бы сказал, что он стремится к освобождению всех живых существ и конечно бы соврал.
Нас всех привела недостаточность и страх, нет более сильной мотивации для живущего, чем мысль о неизбежности смерти.
Продолжение следует.