Коментарии к тексту «Направив посох на старика». часть 5
Когда ты постигаешь это, твое материальное тело может быть
старым, но бодхичитта не старится. Для нее нет разницы между молодостью и
старостью. Исконная природа — вне пристрастий и предубеждений.
О какой природе говорит мастер? Зрение и слух слабеют. Способность ясно
думать меркнет. Острота восприятия исчезает. Но в каком бы тяжелом
состоянии не находился человек, само качество восприятия не исчезает.
Даже в камере сенсорной депривации, где нет внешних раздражителей,
остается способность воспринимать свои мысли и образы. У тебя нет
никакой возможности не БЫТЬ, тем, кто ты есть.
Если ты понимаешь, что осознанность, изначальная пробужденность
присутствует в тебе самом, нет никакой разницы между острым и
притупленным восприятием. Если ты понимаешь, что твоя исконная при рода,
свободная от пристрастий и предубеждений, присутствует в тебе самом,
нет разницы между большими и малыми опознаниями.
Большие и малые опознания это то что искатели называют прозрениями, это
особые переживания с которыми так любят носиться «духовные» люди.
Пусть даже твое тело, опора ума, рассыплется в прах, — дхармакая мудрости осознанности нескончаема.
Мастер говорит, что исконная природа это не ты. ТО ЧТО ЕСТЬ ФЕНОМЕН не
отделено от феномена. Феномены приходят и уходят, а то что есть феномен
нескончаемо.
Когда ты научишься твердо пребывать в этом неизменном состоянии, не будет никакой разницы между долгой или короткой жизнью.
Мало услышать, мало поверить, надо УТВЕРДИТСЯ! Это труд, это усилие. Это
парадокс, когда к безусильности двигаемся через усилие. Но такова
омраченная природа человека, простое для него самое сложное. Недаром
мастера говорят, просто сядьте и спокойно посидите. Но человек сразу
впадает в действие сидения. Или в действие успокоения мыслей, или их
возбуждения. Так что да, мы не можем не делать, до тех пор пока действие
не исчерпается.
Старик, практикуй истинный смысл! Прими эту практику близко к сердцу
Мало научиться практике, в практику надо верить всем сердцем. Так, если
больной верит в лекарство оно его исцеляет, даже если это плацебо
Не путай слова и смысл!
И ВОТ ЭТОТ УКАЗАТЕЛЬ МАЛО КТО ВИДИТ. Мы привыкли опираться на слова и
смыслы понятые через слова, и другой возможности слушать учение у нас
нет, оно излагается словами. Поэтому мастер меняет слова, строит и
разрушает концепции, надеясь что ученик однажды не успеет перепрыгнуть и
УСЛЫШИТ.
Не разлучайся со своим другом, усердием! Обними всё своим
вниманием! Не трать время на праздные разговоры и бесцельную болтовню!
Не преследуй заурядные цели! Не тревожься о потомках! Не слишком
заботься о еде и питье!
Реши умереть обычным человеком*
Очень неоднозначная фраза которая трактуется как откажись от социального
успеха. Но я бы ее трактовал шире. Как указатель на абсолютное
бессилие, ведь просветление не в твоей власти, прими это и реши умереть
не освобожденным. Делай что должно, а будет что будет.
Твоя жизнь подходит к концу, так будь же усерден! Практикуй это наставление для старика, что стоит на пороге смерти!
Большинство из читающих этот текст молоды и для них смерть далекая
абстракция. Но смерть всегда рядом она не зависит от возраста и
здоровья. Каждый миг может стать последним.
Поскольку гуру направил посох в сердце Шераба Гялпо, это
наставление называется «Направив посох на старика». Шераб Гялпо из Нгога
обрел освобождение и сиддхи.