25 декабря 2012

Поиск в Google. Ветеранам.

Однажды ты понял, что что-то не так. Где-то тебя обманули. Все, чем манил тебя социум ничего не стоит: любовь заканчивается страданием, успех — страхом разочарования. А может быть и нет ничего такого, любовь не светит, и социум требует вложений, которых у тебя нет.

А может ты пару раз чего-то такое испытал запредельное. Теперь и деньги и секс — все пресное… А манит только ЭТО. Прекрасное и невыразимое.
А может просто есть подозрение, вера в то, что есть «секрет». Вот разгадаю и тогда…
Или наоборот, жизнь удалась, все есть, но ничего не возбуждает. Осталось только ждать внуков или, «оставив налаженный быт и уют», отправляться на поиски счастья :) Тут очень кстати подворачивается книга, семинарчик, один, потом другой. И там тоже все «не то», и вот уже ты прожженный эзотерик, цитируешь книги и с тобой советуются младшие товарищи, но кайфа все меньше, а деньги заканчиваются. А главное есть подозрение, что ты опять вляпался в тот самый ненавистный СОЦИУМ, который однажды уже так жестоко тебя подставил, подкинув пустой фантик, вместо конфетки.

Читать далее...

Комментировать

01 декабря 2012

"Не" вопрос отношений

Любое отрицание содержит в себе утверждение. Например, из такого простого и незыблемого для многих постулата «Я мыслю» можно получить два варианта отрицания «Я не мыслю» и «Мыслю не я». То есть чтобы отрицать что бы то ни было, необходимо опереться на что-то. В первом случае, отрицая процесс мышления, опираемся на мыслящего, во втором случае, опираемся на процесс мышления, отрицаем мыслящего.
Но это все еще очень устойчивая позиция. Потому что, а это еще труднее заметить, чтобы отрицать что бы то ни было, надо сначала это утвердить.

То есть, если взять первую фразу (я не мыслю), получается, что есть Я, есть мышление (мыслю), просто отношений у этих двух как бы нет, Я отдельно, и мышление там где-то, «само по себе».

Во втором случае (мыслю не я), получается, что мышление существует (мыслю), Я тоже существую, просто сейчас мышлением не занимаюсь, а занимается им кто-то другой.
То есть такого рода отрицание — это просто регистрация «отношений» между двумя феноменами, и взгляд на него будет из какой-то четвертой точки. И там уже можно бесконечно разбираться, кто кого мыслит, это совершенно безопасно. Беззубое такое отрицание получается.

Но стоит отринуть и первое, и второе, как получается полный абсурд «не я не мыслю», и тогда уже придется опереться на того, кто может зарегистрировать даже то, чего нет. Но и «он» только часть этой одной мысли, в содержании которой «я утверждаю отсутствие». Вот такая карусель.

Комментировать

01 декабря 2012

Про отождествление

Приятно Принято считать, что отождествление — это когда Я пристрастился, как к наркотику, к какой-нибудь фигне, вроде яркой эмоции или телесного желания. Особо утонченные натуры считают, что они пристрастились к мысли «я», потом конечно, они «бросают» ее думать, как курить, часто и безуспешно.

А особо-особо утонченные натуры полагают, что «отождествляются» всякий раз, когда перестают думать о том, что они тут «вообще ни при чем, все само происходит». Пока эта мысль есть, то просветление тоже как-то не за горами, как мысль уходит — всё, на тебе, откат — отождествился!

То есть, отождествление — это когда взял существующий феномен, описал, отнес к несуществующей конторе, которая потом пытается его еще и списать с баланса, читай, разотождествиться.
Работа конторе прописана на миллион лет вперед, благо нет недостатка в феноменальных проявлениях. Разница лишь в том, что люди, не слишком искушенные, в качестве феноменов используют чувства и желания, а поднаторевшие — уже и мысль «я» готовы снести, а уж совсем искушенные носят в контору такие тонкости, как «отсутствие невмешательства».

Какая разница, что носить, лишь бы контора при деле была.
И, главное, взгляд вот этот из самой «чистоты и невинности», и только потом приговор «отождествился, негодник!».

Ясно же, что там за контора. Небесная канцелярия, не иначе. Требует, чтобы все было зарегистрировано и «отрегистрировано», а особенно просветление. Вот и ждем, а то вдруг как грянет! Надо же записать: отождествился с просветлением, фуф, разотождествился... :)

Комментировать

20 ноября 2012

"На деревню дедушке"

Любое возникшее сильное чувство является очень опасным фактором для вируса самоопределения, потому что, интенсивно переживаемое, оно может вскрыть тот простой факт, что в феноменальном мире нет места для какого бы то ни было «я».

Но и у вируса есть ответ на это удивительное по своей энергетической мощи воздействие.
Возникшему чувству присваивается ярлык (оно как бы запаковывается в конверт), возникает расстояние между ним и «чувствующим», чувство становится «мое» (пишем адрес отправителя). Но на конверте есть строка и для получателя. И тут уж есть где разгуляться! Можно «послать» чувство другому «автору»: маме, ребенку, мужу. А потом долго и остервенело ждать ответного конверта.

Но это, прямо скажем, не для продвинутых. Ведь есть же жизнь, бог, вселенная, «все люди», человечество, они тоже ждут ваших писем! И тогда возникают эти фальшивые «я люблю всех людей», «я дарю свою любовь вселенной» и прочий кич. Или напротив: «ненавижу этот долбаный мир» и пр.

Но и это не вершина изобретательности! Ведь потом оказывается, что в строке «адрес отправителя» можно вписать все, что угодно, даже «ничто» и отправлять окружающим чистые белые листы, можно стать «секретарем Бога» и «транслировать его чувства через себя», или даже возрасти до самого Бога и отправлять свои «энергии» людишкам помельче.

Но суть от этого не меняется. Любое чувство «в конверте» — фальшивка, тень от чувства, присвоенная, названная и превращенная в отношения. Так гнев превращается в ненависть, наслаждение — в привязанность, печаль — в обиду. Попробуйте-ка обидеться «без адреса».

Так энергия того, что есть идет на поддержания веры в то, чего нет между теми, кого нет. Абсурд абсурда. Для того, чтобы вирус не рухнул, когда нет рядом того, с кем можно поотношаться, всегда есть нечто «невообразимое», какой-то «источник чувств», присылающий эти самые чувства с какой-то ведомой только «источнику» целью на голову несчастному страдальцу. И вот к нему-то мы и обращаемся с репликами: «пожалуйста, убери Это (чувство)» или «спасибо за Это (чувство) и пусть оно-таки будет всегда». Но логика «источника» всегда «выше понимания» страдальца, поэтому никак не удается устроиться под дождь из «вселенской любви», несмотря даже на то, что пересылка конвертов происходит в одной голове. :)

Есть еще одна хитрющая уловка. Существует верование, что чувства «надо» переживать и проявлять. Вот это «надо» и есть гвоздь программы, потому как отправитель и получатель тут уже подразумеваются, ведь всегда есть тот, «кому надо» и «от кого надо». Из этого посыла возникают всякие психологически-эзотерические извращения, вроде разгона чувств до сокрушающих психику размеров, поощрение распущенного, неадекватного их проявления и т. д. И главное, всегда жив «рулевой интенсивности чувств», «чувствующий». А он всегда полон блоков и зажатых эмоций, которые требуют-требуют своего выражения.
Только кому всё это нужно?

06 ноября 2012

Сферическая тьма в вакууме или "мама, роди меня обратно"

Известна метафора о том, что человеческая жизнь всего лишь «вспышка света в кромешной тьме небытия». Человек рождается из небытия и уходит туда же после смерти.

Эта метафора отсылает нас к архетипическим представлениям о Великой Матери. Мать, материя, потенциальность, тьма – все это абстрактные концепции, описывающие один из базовых аспектов психики – Великую Возможность.

Все рождается из нее и возвращается к ней. Космос, мать – сыра земля, материнское лоно, бездна, смерть – все это ее лица.

Условно можно разделить этот архетип на добрую мать: ту, что родила, дает питание и защиту, и ужасную мать: ту, что способна сожрать, поглотить, утопить, удушить. Переживание этого архетипа может дать как ощущение единства и защищенности, так и иррациональный всепоглощающий ужас.

Данный архетип относится к базовым, является очень важным для всех людей без исключения на уровне коллективного бессознательного. Описание этого архетипа возможно только с помощью абстракций, хотя, безусловно, он затрагивает также и образно-чувственную сферу, отсылает к самому формированию мышления, которое началось еще в материнской утробе.

Вот что говорит К.Г. Юнг об этом архетипе: «Его свойство суть нечто «материнское»: в конечном счете, магический авторитет всего женского; мудрость и духовная высота по ту сторону рассудка; нечто благостное, нечто дающее пристанище, нечто чреватое, несущее в себе что-то, подательница роста, плодородия и пропитания; место магического преосуществления и возрождения; содействующий и помогающий инстинкт или импульс; нечто потаенное и сокрытое, нечто темно-дремучее, бездна, мир мертвых, нечто заглатывающее, обольщающее и отравляющее, нечто возбуждающее страх и неизбежное. Основную противоречивость этих свойств я там сформулировал в виде оппозиции любящей и устрашающей матери. Ближайшая нам историческая параллель — это, конечно, Мария, которая в средневековой аллегорике является одновременно Крестом Христовым. В Индии это была, вероятнее всего, противоречивая Кали».

В самой страшной тьме, в самой бездне отчаяния всегда находится точка беспредельного комфорта, слияния, единения. Это Великая Мать приходит утешить свое измученное дитя. И в этот момент нет границы между ней и отчаявшимся, все едино. Но зараженный вирусом самоопределения организм немедленно принимает это переживание за Себя. Однако любое переживание конечно, заканчивается и это. И тогда возникает вечная тоска по материнским объятиям, по этому дочеловеческому единству, тоска эта принимает порой такие катастрофические формы, что может привести к депрессии, саморазрушению, даже самоубийству, потому как смерть представляется той самой Матерью, которая избавит от всех страданий, растворив их в бездне небытия.

Люди, привязанные к данному архетипу, могут изображать социальную жизнь, иметь семью и работу, но по-настоящему все это их никогда не волнует, это только дань окружению, мимикрия под «нормального человека».

«Маленькое я» становится игровым, не настоящим, его охотно подвергнут унижениям, разоблачат, как несуществующее, его можно даже уничтожить вместе с физическим телом, потому что это никогда не затронет Великой Тьмы, которую эти люди принимают за себя.
Чаще всего такое зацепление возникает в детстве. Когда окружающие не только обращаются к несуществующему автору, но и унижают его, делая жизнь ребенка невыносимой. Маленькому, полностью зависимому человеку не остается ничего иного, как бежать вглубь бессознательного, туда, где тепло, темно и безопасно, где нет разделения. Как ответ на унижение маленького автора возникает «величие» большого, который и становится «настоящим».

Но возможность зацепления за этот архетип сохраняется в любом возрасте. Вследствие стресса, потрясений, каких-то специальных эзотерических техник, болезни возникает поломка защитных механизмов и открывается «шлюз в бессознательное», дальше все по той же схеме.

Этот тип зацепления отличается от «просветления» посредством абстрактных концепций, которое случается после переживания любви, единства, пустоты во взрослом возрасте, после энного количества семинаров и сатсангов. Когда после пережитого «особого» переживания и заявленного просветления, человек разыгрывает большое я, при этом подозревает, что является маленьким и ожидает разоблачения.

В случае с архетипом Матери, всё точно наоборот, на сознательном уровне разыгрывается спектакль «маленького я», униженного и оскорбленного, может быть даже слишком гладкого и слишком «готового», чтобы в него поверить, а в подсознании растет ощущение собственного величия и неуязвимости.

И в том и в другом случае работает практика приятия.

Надо также заметить, что указателем на разделение может быть не только чувство недостаточности и стремление убежать от него посредством достижений, но и чувство гордости и стремление скрыться от него с помощью скромности и самоуничижения.
И то и другое чувство является только ответом существования на разделение, и эта энергия способна разрушить гипноз самоопределения прямо сейчас.

15 октября 2012

Память

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. (wikipedia)

Существующие представления о памяти во многом опираются на реальность персонажа, который жил, жив и будет жить. У него есть своя биография, взлеты, падения, заслуги и грехи, и, конечно, «его память», в которой все это храниться, как в сундуке. Стоит только усомниться в его реальности, как на помощь приходит вся его история, которая, по закону жанра, должна была приключиться с кем-то настоящим.

Метафорически эту концепцию можно представить в виде двухмерной компьютерной игрушки (типа марио), где персонаж передвигается по направлению из прошлого в будущее и по пути набирает полную корзинку информации: знаний, умений, навыков, опыта. Исходя из этого представления, логично было бы предположить, что «чем старше персонаж, тем у него есть больше знаний, умений и навыков». Корзинка полна деятельность эффективней, количество информации, которую можно воспроизвести, больше. Однако опыт показывает, что это, в большинстве своем, не соответствует действительности. Даже если списать неэффективность работы памяти у людей пожилого возраста на то, что «корзинка изнашивается», в рамках средней возрастной группы (от 25-45 скажем) это должно было бы работать, хотя бы как тенденция.

Существуют и другие «проколы» данной теории. Например, нередки случаи, когда человек «вспоминает» то, что никогда не учил (не складывал в корзинку), или «не может» запомнить ту или иную информацию, хотя производит все действия обычно необходимые для запоминания. Существуют случаи «вспоминания» целых языков, иногда древних, таких, которыми никто больше не владеет. Случается, что человек полностью теряет память об обстоятельствах своей жизни, однако же, знания, например, о гигиене, возможность говорить на каком-то языке, привычки – это все остается. Это тоже с трудом вписывается в концепцию «корзинки».

Существует другой взгляд на память, скажем, другой срез. Такой взгляд можно сформировать, опираясь на восприятие. В рамках этой модели, можно зафиксировать только 1 мысль в моменте «сейчас», остается загадкой откуда она взялась и в рамках этого взгляда выяснить это невозможно. Просто относительно некоторых мыслей – есть вера, что они из памяти, а относительно других – что они вот сейчас прямо родились (приехали, возникли, поймались и пр.).
Простой пример: если вы в пустой комнате сказали слово, никто вас не слышал и не фиксировал, через 5 мин попробуйте доказать хотя бы себе, что вы его действительно сказали, а «не подумали, что сказали» или «не подумали, что вспомнили, что сказали». Эту модель можно сравнить с 3-мерной компьютерной игрушкой (типа doom), где одной из опций на экране является «память». В один момент времени на ней отображается не более одной «мысли», причем, откуда она возникает не понятно, предполагается, что эта опция может быть полезна в данных условиях игры.

Исходя из 3-мерной модели мышления (когда в один момент времени в разных участках головного мозга возникает 3 мысли – абстрактная, образная и конкретно-логическая), можно представить что весь процесс «вспоминания» (а именно на нем основана вера в память, как в «корзинку» во главе с хозяином – «Я») сводится к тому, что «искомая» в памяти информация дана в виде абстрактной мысли – но это говорит о том, что она и «не забывалась».

То есть в один и тот же момент существует «вспоминающий» — как конкретно-логическая мысль, «вспоминание» — как образная мысль, которая также сопряжена с ощущением в теле (вот сижу-напрягаюсь-вспоминаю) и «искомое или вспоминаемое» — как абстракция. Тут бах, все изменилось: «искомое» перешло в конкретно-логическое мышление, «вспоминающий» — в образное, «вспоминание» — в абстракцию. Называется: «Я вспомнил». На этом механизме основана вера в «Я», как в хозяина памяти, который в голове заведует «корзинкой» и может из нее выуживать, то что «он хочет». Могу предложить еще одну теорию памяти, в рамках которой можно объяснить вышеуказанные «сбои», а также включить генетическую, родовую и память человечества, как культурного сообщества.

Если взглянуть на организм тела-ума, как на систему, которая служит не столько активности (глазами вижу, ушами слышу), сколько ограниченности (видение не более, чем диапазон радуги, слышание не более, чем от 16-20 000 Гц), то память также представляется только закрытыми, до поры закодированными, «шлюзами» для информации. В зависимости от условий жизни конкретного организма тела-ума, тот или иной «шлюз» открывается, и информация в необходимом объеме начинает поступать в мышление. При этом существует синергетический эффект от «сопряженных шлюзов». Например, известно, что человек, выучивший три иностранных языка, следующие осваивает очень быстро. Также существуют генетические, родовые, социокультурные и другие «шлюзы» через которые поступает информация, необходимая для выживания в конкретных условиях.

Если исходить из этой теории, с точки зрения обучения, эффективным будет не столько «дрессировка» или «накопление» памяти, сколько раскодирование, открытие того или иного «шлюза». Что может этому способствовать – предмет для дальнейшего исследования.
На мой взгляд, новаторские методы изучения языков, основанные на погружении в языковую среду, а также эмоционально-смысловой подход, как раз служат такой раскодировке.

Собственно к чему я все это? Разумеется, все теории памяти хороши. Если писать мемуары – удобнее первый вариант, чтобы учиться – последний, в практике приятия может пригодиться второй. Хотелось только продемонстрировать, как «вирус я» паразитирует на такой устоявшейся концепции, как память. Как он присваивает себе ее, как функцию, становится «хозяином» «моей памяти». А вера в «мою память» становится на страже разоблачения того, чего никогда не бывало.

09 октября 2012

З.Фрейд и пустота.

(в продолжение темы индивидуальной обусловленности)

Зигмунд Фрейд описывал феномены человеческой психической жизни через «теорию влечений». Согласно этой теории в органическом мире существует две основные силы, находящиеся в постоянном взаимодействии — это «движение к жизни», или Эрос, и «движение к смерти», или Танатос. Движение к жизни проявляется в стремлении органической жизни к общности, размножению, выживанию, тогда как Танатос выражается в стремлении органического проявления жизни к возврату в неорганическое состояние, к распаду, разложению, физической смерти.

Аналогичные стремления 3. Фрейд выделял и в человеческой психике. Ни для кого не секрет, что одни люди являются по своей природе оптимистами, любят жизнь, еду, секс, другие же, напротив склонны к уединению, аскезам, меланхолии. Таким образом, проявляют себя условные Эрос и Танатос в психике.

Разумеется, эти стремления не являются статичными и изменяются в зависимости от возраста, социальной ситуации, гормонального фона организма, общего контекста жизни и множества других факторов.

Тем не менее, в рамках этой статьи выделим два основных типа людей, исходя из ведущих тенденций их психической жизни: людей Эроса и людей Танатоса.
Теперь давайте рассмотрим эти стремления в контексте учения. Осознание этой модели психической жизни, на мой взгляд, способно предостеречь ищущих от двух типичных ошибок, а именно: привязанности к «Я Есть» и привязанности к «Ничто».

Для человека «Эроса» приятнее, как правило, такие концепции, как «все мы одно», или «единое сердце», или «всё есть любовь» (Эрос). Но обратной стороной такого подхода будет все нарастающее чувство тревоги, страха и ощущение разверзнувшейся бездны. Ибо, как любая система, психика стремится к равновесию. Выражаясь метафорически, пока мы смотрим на растущее дерево, его корни уходят вглубь земли. Пока в сознании пестуется тенденция Эроса, Танатос взращивается в тени бессознательного и ждет только подходящего момента для «нападения»

Для человека Танатоса, конечно же, милее будет концепция «ничто», путь отрицания «я не то и не это», «бездна», «никогда ничего не происходило» и прочее. На фоне всего этого, исходя из закона компенсации, возможны «срывы» в простые радости жизни, ощущение вседозволенности, «вакханалия жизни», «пир во время чумы».

Возможна и обратная ситуация, когда человек Эроса находит вдруг для себя «учение о пустоте», как нечто новое, как обратную сторону привычного течения жизни, как правило, это открытие сопровождается бурными эмоциональными переживаниями «я-то думал, что – это так, а оказывается все вообще не так, а вот эдак».

Может случиться сходная ситуация и с человеком Танатоса, когда вдруг на фоне уныния и меланхолии обнаруживается «вся любовь этого мира» и оказывается, что все люди рождены в «едином сердце».

Так или иначе, результаты буду сходны. Путешествия по этой паре противоположностей способно расшатать любую психику, так как пока взращивается одно, на обратной стороне произрастает другое (не желанное), в определенный момент чаша весов склоняется в противоположную сторону и привычная картина мира летит ко всем чертям. Не каждая психика способна выдержать такие потрясения, особенно если учесть, что, когда дело касается учения, на кону часто стоит всё: убеждения, стиль жизни, эмоции, социальное окружение, огромные энергетические инвестиции.

Хочется также отметить, что люди, привязанные к «осознаванию» того, что «все есть, как есть» скорее относятся к группе людей Танатоса, они склоны «терпеть, а не бороться», «быть растворенными, а не проявленными». В основе этого лежит стремление к растворению, слиянию, потере индивидуальности в пользу однородности и неделимости, читай «возврат в неорганическое состояние».

Учение же с большой буквы имеет в своей основе принципиально другой подход. Ни один из вышеописанных методов познания (опирающихся на тенденции психики) не отрицается, и каждый из них может использоваться, как инструмент в руках Мастера, который всегда исходит из особенностей психической организации ученика, его индивидуальной обусловленности. Но эти методы никогда не выдаются за окончательную истину и откладываются ровно в тот момент, когда в них уже нет необходимости.

03 октября 2012

Созависимость и Вирус Я

Созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека. Чаще всего термин употребляется по отношению к родственникам и близким алкоголиков, наркоманов и других людей с какими-либо зависимостями, но далеко не ограничивается ими. (wikipedia)

Примерно 98% взрослого населения Америки страдают от серьезных нарушений связанных с созависимостью (не думаю, что в нашей стране процент меньше, но данных на этот счет у меня нет). Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливают отношения друг с другом. Такие отношения характеризуются большой нестабильностью, наполнены страхами, обидами, обвинениями, тоской и отчаяньем.

На другом полюсе таких отношений находятся, как правило, редкие эйфорические состояния: слияния, единства, истощающей радости. Как правило, созависимые люди склонны к эмоциональным качелям: от «люблю, жить без тебя не могу», до «провались ты пропадом, исчадье ада». В промежутках между этими полюсами обычно находится состояние депрессии, апатии, истощения, полного равнодушия к объекту эмоциональной привязанности. Эмоциональная зависимость является прекрасной психологической предпосылкой для возникновения химической зависимости (никотин, алкоголь, наркотики, еда). Учитывая распространенность эмоциональной зависимости, не приходится удивляться количеству людей в той или иной степени зависимых от химических веществ.
Все виды зависимостей развиваются по одному и тому же циклу. Попробуем выделить в нем несколько стадий, чтобы было понятно, о чем идет речь.

1. стадия Приятной зависимости. Стадия эйфории, если дело касается отношений, хочется всегда быть вместе и кажется, что вот оно — искомое. Если это химическая зависимость: пить, курить легко и приятно. Непоколебима уверенность в том, что «я могу без всего этого прожить, просто мне нравится, поэтому я встречаюсь с этой женщиной (мужчиной), пью, курю и пр. »

2. стадия Мучительной зависимости. В отношениях обычно наступает момент, когда и вместе тесно и врозь – скучно. Невозможно расстаться ни на минуту, но это уже не несет эйфорических переживаний, а напротив мучительно необходимо. В случае с химической зависимостью проявляется абстинентный синдром. Необходимы каждый раз все большие дозы химического вещества.

3. стадия Стоп. В отношениях человек обычно вдруг «вспоминает», что он «все это время подавлял свои желания ради партнера», что «он – личность», что «хватит это терпеть» и пр. В случае с химическими веществами человек вдруг осознает весь вред, нанесенный себе и близким, и решает остановиться. Часто для этого необходима помощь со стороны медицины или психотерапии.

4. стадия Антизависимости. Человек чувствует себя полностью свободным от объекта привязанности. Эта стадия часто тоже может быть связана с состоянием эйфории, но чаще состоянием собственной силы, наполненности, уверенности и свободы. То же касается и человека, «сумевшего завязать». Для поддержания этого состояния необходим полный отказ от объекта зависимости. То есть «никаких отношений, никакого общения» в случае эмоциональной зависимости. И «ни капли» в случае химической зависимости. Тут также следует отметить, что в созависимых отношениях, пока один человек переживает стадию «антизависимости», другой часто находится в стадии «болезненной зависимости», а потом они меняются местами. Так они и бегают друг за другом, как журавль и цапля в известной сказке.

5. стадия Срыва. На этой стадии подавление своих желаний достигает апогея, либо появляется уверенность в собственной неуязвимости (вследствие предыдущей стадии, которая может длиться годами) и человек решает попробовать «ну, сколько можно быть одному», «беды не будет от одной рюмки» и т.д. При этом существует уверенность, что «уж на этот раз все будет по-другому». Надежды, идеализм, сентиментальность и повышенная эмоциональность – все это черты присущие людям, склонным к зависимостям.

Дальше идет заворот на новый круг. При этом эйфорическая стадия длиться все меньше, дозы необходимы все больше, а эмоциональные качели все интенсивней. В конечном итоге это приводит к деградации и саморазрушению организма тела-ума, к необратимым физическим и психическим деструктивным изменениям.Теперь мне хотелось бы рассмотреть процесс зависимости, применительно к вирусу Я или ощущению ложного авторства, которое, по моему мнению, является корнем для развития эмоциональной и химической зависимости.

1. Стадия Приятного Авторства. Ощущение собственного всемогущества. Я могу. Я добиваюсь поставленных целей, у меня все получается. Я автор собственной жизни, я хозяин, я управляю своей эффективностью и пр.

2. Стадия мучительного авторства. Чувство Вины. Раз я хозяин своей жизни, значит, все эти косяки тоже Я сделал. Я во всем виноват, Я ничтожество, Я неудачник, Я худший из людей и прочее.

3. Стоп стадия. Как правило, наступает в состоянии отчаяния, когда от чувства вины и недостаточности наступает психическое и физическое истощение, человек уже готов отказаться от собственного авторства и все свои беды и несчастья отдать Автору побольше – Богу, Высшему Разуму, Судьбе и пр. Здесь может быть и покаяние и смирение. И пока это смирение «мое», выход из этой стадии только в следующую.

4. Стадия Антизависимости. Часто на этой стадии человек ощущает, что наладил с Высшими Силами сотрудничество. Искренняя вера в Бога, часто молитвы помогают снять напряжение с маленького Автора. Зачастую, человек знакомится с состоянием «0», находит утешение в молитве, покаянии, медитации. Появляется ощущение свободы и покоя, способность к взгляду со стороны, «не вовлеченности». На мой взгляд, эта и предыдущая стадии делают человека наиболее открытым к встрече с Мастером и Учением.

5. Если же Встречи не произошло, либо была встреча с лжеучением, состояние покоя продолжает восприниматься как МОЁ, как то, чего Я добился. Дальше два пути захода на следующий круг.

1) Превращение Автора в Аватар, со всеми вытекающими последствиями (то есть, если я Аватар для всего мира, так и отвечать придется по полной, вина и страх будут соответствующими, и эмоциональные качели — вплоть до безумия и суицида).
2) Заход на следующий круг в качестве маленького автора, который получил достаточно отдыха. Про это есть поговорка «не погрешишь – не покаешься».

Таким образом, по моему мнению, любая психологическая, психотерапевтическая медикаментозная и другая терапия по излечению эмоциональной или химической зависимости не является достаточной и может привести только, в лучшем случае, к четвертой стадии «Антизависимости» или, как говорят в народе, «завязке».
Единственным и окончательным возможным исцелением от созависимости является исцеление от ложного чувства авторства или Вируса Я.