Иллюзия понимания, и знакомые буквы
Когда возникает идея, что всё понятно — это уже понятно )))
Понятно, что никакого понимания нет! Каждая мысль МАНИФЕСТИРУЕТ ТО, ЧТО ЕСТЬ МЫСЛЬ!!!
Одного слова, одной мысли достаточно, чтобы прозреть в ТО, ЧТО ЕСТЬ МЫСЛЬ, СЛОВО, В ТО, ЧТО ТЫ ЕСТЬ!
Но когда на этот счет начинают приходить идеи, то очень хочется скорее сообщить всему миру: «я всё понял, можно не продолжать», - так мышление сливает понимание и вы становитесь «понимающим» придурком, который вообще ничего не понял))))
Знакомые буквы не означают, что ПОНИМАНИЕ ЗДЕСЬ))
Не для всех
Как и любой вирус, вирус авторства обладает способностью к мимикрии и готов сам себя признать, или зарегистрировать свое полное исчезновение. В этом состоянии больной не видит своей болезни, так как она его совсем не беспокоит. И только очень чуткий слух может разглядеть фальшивую нотку.
Часто человек, испытавший в жизни много страданий, создает себе укрытие из отрицания страдающего, тем самым страдающий не проявлен, но начинает руководить действиями человека. Его существование становится неоспоримым, так как если что-то отвергаешь, то подтверждаешь реальность того, что никогда не возникало. Что же отрицает страдающий? Прежде всего, реальность тела и действительно, он научился перемещать самосознание в абстрактный ум, воспринимая образно-чувственный мир как иллюзию. Конкретно-логический ум ему в этом помогает, объясняя и описывая абстрактное переживание как то, что есть, он может даже подтвердить неважность этого абстрактного переживания. Это как пинг–понг - мячик я передается от абстрактного ума конкретно-логическому. И в момент перехода кажется, что ты смотришь на эту игру из того, что есть ум, но на самом деле «Я» уходит в темную зону отрицания, в образно-чувственный ум.
Признать реальность тела неимоверно страшно, так как это сразу обнаруживает страдающего, и все слова, что это тоже феномен, и он принят фактом своего существования, напрасны.
Говорить корчащемуся от боли человеку, что морфий вреден и затуманивает сознание, жестоко и бессмысленно, но понимание не определяется уровнем страданий. Отбрасывая тело, человек только усугубляет свои проблемы и, так как все влияет на все, то стремление находиться в абстрактных переживаниях провоцирует болезнь, и тогда пустота, растворение, присутствие, становятся единственным местом пребывания. Там теперь командный центр Аватара и, может быть, не на одну жизнь. Происходит неосознанная подмена и если такой человек начинает учить, то он транслирует не ясность, а стремление к уходу, к растворению в блаженной нирване, на что с радостью откликаются «слабые души», закрывая для себя возможность услышать учение.
Только ясность и безжалостность мастера, соединенные с безоговорочным доверием ученика, способны преодолеть эту туманную паутину спасительной абстракции. Но вначале ее надо просто распознать.
Три вида концентрации или медитации
Обычно ум находится в концентрации на объекте, он схватил его и перепрыгивает или плавно съезжает на другой объект. Обычно это ощущения в теле, мысленные представления или объекты внешнего мира. Можно сказать, что этот тип медитации на объект всем настолько хорошо известен, что происходит им явное злоупотребление. Тенденция хватать объекты и концентрироваться на них настолько сильна, что требуется релакс и отпускание, которое обычно достигается через алкоголь или сон.
Существует однако другой тип концентрации, который может заменить химические релаксаторы, это – деконцентрация. Это состояние, когда вы “опускаете руки” и перестаете следить за чем-либо, перестаете направлять куда-либо внимание, позволяете ему “опасть” и расслабиться. Это хорошо известное всем состояние тупости, но когда оно практикуется без алкоголя и возникает не из-за усталости, а вызывается сознательно, оно является прекрасным релаксатором и отдыхом от активности хватающего внимания. В тибетском буддизме предупреждается, что считать возникающее состояние пустоты и расслабления неким просветленным состоянием – является заблуждением. Здесь активизирована пустотная природа ума, а познающая заблокирована или отдыхает. Этот тип медитации в тибетском буддизме называется шаматхой и прописан тем, кто страдает от беспокоящего ума, перевозбуждения, а сейчас это практически все.
Третий тип концентрации является концентрацией на познающей способности ума, здесь концентрация ума активизирована, но хватает не объект, а равномерно охватывает всё поле объектов восприятия и ума. Наводящими указаниями на это состояние может быть: “посмотри на пространство, в котором находятся все явления”, “посмотри на все явления в целом”, “посмотри на процесс смотрения, ощущения”, это также всем известное состояние бодрости и свежести восприятия и мышления, которое пока не выделило объект для первоочередной концентрации. Обычно ум приучен это состояние пропускать и сразу переходить к объекту. Однако, например, на природе, когда нету дел, может возникнуть это состояние свежести и активности ума, которая ни к чему конкретному не приложена. Если излишне культивировать этот тип медитации, это приводит к перевозбуждению. Она показана тем, кто в апатии, неактивности, лени, слабости. В тибетском буддизме данный вид медитации называется випашьяной. Считать это состояние возбуждения и энергетичности просветлением — также ошибка.
Если вы идёте Путем Состояния, то лучше всего практиковать все эти три вида медитации вместе. Деконцентрацию очень легко ощутить после концентрации на объекте. Схватив объект вниманием и подержав его какое-то время, развивается и тренируется конкретно-логический ум, отпустив все объекты и погрузившись в расслабление и деконцентрацию, происходит полный ход мышц ума, так они содержаться в тонусе и ум отвыкает намертво цепляться за объекты. Но ещё лучше, если после деконцентрации внимание направляется не на объект, а на пространство явлений. Так пустота не успевает стать тупостью и наполняется вместо этого свежестью и бодростью. Эта свежесть активизирует ум, который снова стремиться выбрать объект концентрации. Так описывается полный круг.
Такая трёхфазная медитация описывает круги, которые постепенно сужаются. Состояние деконцентрации всё больше начинает напоминать состояние концентрации на пространстве, а концентрация на объекте происходит без потери концентрации на пространстве. Смысл этих относительных медитаций прийти к так называемой абсолютной медитации, когда аспекты ума гармонизируются и возникает очень комфортное состояние Ригпа или Турия, состояние прекрасного равновесия, в котором заблуждения безусильно растворяются по возникновении, и которое очень подходяще для последнего удара и переворота к прозрению в Природу Ума.
Психология духовности.
И мастера ведущие ученика к духовным вершинам или безднам, что собственно одно и тоже, и хорошие психологи работают в одном пространстве страдающей человеческой души. Самые талантливые и успешные психотерапевты прекрасно понимают, что их достижения - не результат научной методы, а произведение искусства, плод вдохновения и таланта. Но есть существенное различие между подходом мастера и психотерапевта. Врач хочет облегчить человеку страдания, дать ему возможность стать адекватным членом общества. Мастер использует страдания и увеличивает их, он знает, что нет страдающего, и его милость превращает сон в кошмар. Мастера не интересуют потребности общества и здоровье страждущего. Он принимает тех, для кого уже не осталось выбора, кого уже не интересует избавление от страданий и собственное спасение. Других он направит к психологу, а раньше их спасали в монастырях и анестезировали молитвой и обрядом.
Значит ли, что сила страдания - главный фактор пробуждения. Конечно, нет! Страдание может быть слепым. И животные страдают от ран, голода и болезней. Почему одним надо пройти огонь и мертвящий холод, а другие приходят легко и свободно, остается тайной. То ли сознание играет в свои веселые игры, то ли прошлые заслуги вознаграждаются.
Читая жизнеописания мастеров прошлого, мы забываем, что на дворе железный век. Человек измучен, его душа больна. Большинство человечества - это целлулоидовые куклы, внешне успешные и психически нормальные Барби и Кены, правда и они уже сидят на антидепрессантах, но это уже вошло в норму культуры: почистил зубы, глотнул таблетку, выпил кофе. Поэтому и много в духовном сообществе психически неадекватных людей, что время такое, но в них хотя бы еще продолжается жизнь. Учение помогает жизни, оно раскрывается через жизнь и раскрывает жизнь. Да, не все пройдут путь и не всем надо его проходить - так не всякое зерно даст колос. Но дорога в тысячу лье начинается с первого шага, а дальше только милость небес определит ее завершение.
Побег из недостаточности. Или о милости ущербности...
Весь духовный поиск начинается только благодаря появлению таких чувств как недостаточность, ущербность, неполноценность. Эти три базовых чувства толкают человека к поиску. По началу каждый человек пытается просто сбежать от этих чувств, и это понятно, мы ведь привыкли избегать того, что нам не нравиться. В попытке уйти от этих раздирающих изнутри всю душу чувств, мы пускаемся во всевозможные «путешествия», только бы не чувствовать ущербности, лишь бы заглушить недостаточность и неполноценность не ощущать. Вдоволь наискавшись во внешнем мире, став богатыми, известными или нищими и не избежав этих чувств, начинается разворот во внутренний мир, появляется духовный поиск. Мы продолжаем свой бег от этих, повсюду преследующих, чувств в надежде, что когда-нибудь мы достигнем того благословенного места, где их не будет. И в некоторых случаях это действительно случается ))) инвестирование дает результат, появляется просветленный, у которого эти три чувства превращаются из неполноценности в чувство важности, из недостаточности - в покой и вселенское сознание, охватывающее всех живых существ. А чувство ущербности становиться любовью, которая, кстати, тоже космического масштаба )).
Таким в общих чертах является весь духовный поиск. За исключением редких случаев, когда на какой-либо из этих стадий вы внезапно встречаете Мастера! Его энергия, призванная, по вашему мнению, помочь вам избавиться от этих разрывающих на части всё ваше существо чувств, делает их ещё более очевидными. Рядом с ним они усиливаются многократно, и вы с полной очевидностью видите, какое вы ущербное ЧМО! Естественно это приводит к недоумению, ведь хотелось бы обратного. И если нет достаточной храбрости при первом же удобном случае вы убегаете от Мастера, к тем просветленным, которые рассказывают манящие истории, о том, как они справились с недостаточностью и теперь у них всё в шоколаде. Тем самым отсекаете себе всякую возможность увидеть этот хитрый прием ума. Ведь этими тремя базовыми чувствами само СУЩЕСТВОВАНИЕ кричит о ЛЖИ! О самой первой лжи разделения. Это величайшая МИЛОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ. Как повышенная температура указывает на наличие болезни, так и чувство недостаточности говорит о недостаточности «я», оно недостаточно, так как его попросту НЕТ!
Чувство неполноценности указывает на неполноценность этой претензии – того, чего НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Чувство ущербности, показывает ущербность любой попытки САМООПРЕДЕЛЕНИЯ!
Это три АНГЕЛА, посланные нам для того, что бы мы не сбились с Пути! И чем сильнее эти чувства, тем больше возможность увидеть, на что они направлены!
Не бегите от них, ибо это бег в другую сторону, с каждым шагом которого все меньше шансов это увидеть. И этот шанс равен нолю, если становишься просветленным, у которого эти три АНГЕЛА превращаются в трёх ДЕМОНОВ!
Вот такое "перпендикулярное" кино!!!
В дополнение к интервью, изложу тему «ноля» более подробно с применением известной метафоры!
Мышление всегда оперирует одномоментно тремя мыслями, а не одной, как это принято считать, просто на одной из них внимание заострено, а две других — вспомогательные! Представьте, это как в кино – каждый кадр состоит из трех аспектов: пленки, света и экрана!
Но на экране появляется как бы четвертый аспект - сам фильм, - который надо рассматривать в контексте длительности, продолжительности, а не как один кадр! Так внимание больше не может удерживать ни свет, ни экран, ни пленку, а полностью погружается в фильм! Теперь три мысли распределяются следующим образом: образная фиксирует текущий кадр, конкретно-логическая встраивает его в канву фильма, а абстрактная занята определением «меня» как главного героя, либо свидетеля всего этого мероприятия. Внимание же может усиливать, выносить на «первый» план что-то из этих аспектов. Это и называется полным вовлечением в сновидение, в сюжет, в некого «меня», который выносится, чаще всего, на первое место, живущего в фильме под названием «моя бренная жизнь»!
И вот, фильм стал настолько невыносим, что начинается поиск выхода из него, причем это тоже часть фильма! Так вы попадаете на встречу с каким-нибудь учителем «адвайты»! Они в своем большинстве сейчас «релаксеры» и продают «ноль» под видом «тебя подлинного»! То есть ничего плохого в этом нет, это вообще обязательный момент, но это только первый шаг, который выдается чуть ли не за последний!
Так, они вам показывают либо экран, это чаще всего, т.к. именно этот аспект проще всего показать, потому как вы на него постоянно смотрите, просто так увлечены сюжетом, что не видите, либо «осознанность», то есть свет в нашем примере! Вас накрывает невероятное переживание покоя, запредельности и прочее... Тем более, вам говорят, что «это вы и есть», и вас накрывает с новой силой, вы же вернулись «домой», «обрели потерянный рай» и прочая чушь! На самом деле, вам указали на один из базовых аспектов, который участвует в создании фильма! Самое смешное, что он тоже в кино, только немного в другом, элитарном, я его называю «перпендикулярное кино» для избранных!!!
Вот тут и начинается самое интересное!!! Вы типа теперь нашли «себя подлинного» и изо всех сил пытаетесь удерживать внимание на этом аспекте «присутствия», «покоя», «фона», «неизменности», «осознанности», «внимании»! Но у нас всего три мысли, теперь одна из них отвлекается на удержание нового, очень вкусного «четвертого аспекта», в нем же нет «меня», нет страданий, и с фильмом начинает твориться что-то непонятное... Ну это и не мудрено, если образ «себя» в фильме поддерживался абстрактным мышлением, то именно абстрактное мышление теперь занято созерцанием нового аспекта! Но заноза самоопределения на месте, и теперь поддержанием «образа себя» начинает заниматься конкретно-логическое мышление... Вот тут и начинается то, что называют эзотерики «колбасня»! Которая и доводит до нервных срывов, истощения психики и физики и так далее! Поэтому введение в «ноль», в «четвертый аспект», в «свидетеля», в «фон», в «осознанность» — это только начало!
Поэтому, дорогие мои «ищущие», обнаружение утерянного аспекта — не проблема, проблемы начинаются чуть позже, когда начинает рассыпаться фильм, ведь четвертая мысль все равно не появится, а трех не хватает уже... И не думайте, что «образ себя» отвалится первым, будет заменен на «фон», заноза самоопределения будет сидеть до конца и никуда не уйдет, а вот фильм начнет разрушаться!!!
Поэтому ищите Живое Учение и живого Мастера, который поможет вам пройти все это, не зацепившись за новую конфету в новом фильме и не сломав окончательно «старый», после чего вас ждет психушка до конца ваших дней!
Мысленный эксперимент
Представим себе трехмерное существо, не имеющее никаких понятий о своей трехмерности, все его органы чувств могут воспринимать только длину и ширину и любое взаимодействие с окружающим миром происходит только на плоскости. Но то, что оно есть, не является сумой длины и ширины, их частью и их синтезом, но как мыльный пузырь не может существовать без своей оболочки, так и оболочка не существует без пузыря. Все явления, которые зарегистрирует наше существо, будут относится к миру двухмерности, но не один из этих феноменов не сможет каким либо образом повлиять на третье измерение. Любой цветовой узор на поверхности пузыря не может уничтожить пузырь или изменить его форму.
А теперь развернем эту аналогию в наш трехмерный мир и предположим существование четвертого, пятого и еще бесконечно большого количества измерений.
Таинство встречи.
Одно из самых удивительных чудес, которые встречает путник на духовном пути, это не сиддхи ума и тела, а внешне незаметное, но преисполненное очарования настоящего чуда, таинство встречи. Что заставляет сердце биться в учащенном ритме при встрече незнакомого человека? Вы встречаетесь, и кажется, что тысячи лет вы неразрывно проходили дорогой учения. Вместе сидели у костра, внимая словам учителя, бродили с чашей для подаяний, танцевали и пели на праздниках многочисленных божеств. Возможно, вы ничего и не вспомните, но странная близость все равно возникнет между вами. Это происходит не только при встрече людей, но и при встрече учения. Кто-то не может оторваться от текстов Дзогчен, а кто-то растворяется в суфийском зикре. Мы узнаем места, в которых никогда не были. Какие- то из них обладают для нас непреодолимым зовом. Так юного Раману позвала могучая гора Аранучала. И учителя, которых мы встречаем, так же с первого взгляда узнаются как «мои учителя». И только благодаря этому резонансу есть возможность услышать учение. Конечно, это узнавание требует чуткого сердца и ясного ума. Поэтому, особенно поначалу, мы часто обманываемся, принимая желаемое за действительное.
Что это подтверждает и что доказывает бессмертие некой нашей сути или тиражирующий сам себя фрактал сознания? Это не важно. Такое узнавание намекает на некий высший, непостижимый смысл наших жизней и трудов, и вечную преемственность учения, умиравшего и возрождавшегося с каждым оборотом колеса сансары.