Три вида концентрации или медитации
Обычно ум находится в концентрации на объекте, он схватил его и перепрыгивает или плавно съезжает на другой объект. Обычно это ощущения в теле, мысленные представления или объекты внешнего мира. Можно сказать, что этот тип медитации на объект всем настолько хорошо известен, что происходит им явное злоупотребление. Тенденция хватать объекты и концентрироваться на них настолько сильна, что требуется релакс и отпускание, которое обычно достигается через алкоголь или сон.
Существует однако другой тип концентрации, который может заменить химические релаксаторы, это – деконцентрация. Это состояние, когда вы “опускаете руки” и перестаете следить за чем-либо, перестаете направлять куда-либо внимание, позволяете ему “опасть” и расслабиться. Это хорошо известное всем состояние тупости, но когда оно практикуется без алкоголя и возникает не из-за усталости, а вызывается сознательно, оно является прекрасным релаксатором и отдыхом от активности хватающего внимания. В тибетском буддизме предупреждается, что считать возникающее состояние пустоты и расслабления неким просветленным состоянием – является заблуждением. Здесь активизирована пустотная природа ума, а познающая заблокирована или отдыхает. Этот тип медитации в тибетском буддизме называется шаматхой и прописан тем, кто страдает от беспокоящего ума, перевозбуждения, а сейчас это практически все.
Третий тип концентрации является концентрацией на познающей способности ума, здесь концентрация ума активизирована, но хватает не объект, а равномерно охватывает всё поле объектов восприятия и ума. Наводящими указаниями на это состояние может быть: “посмотри на пространство, в котором находятся все явления”, “посмотри на все явления в целом”, “посмотри на процесс смотрения, ощущения”, это также всем известное состояние бодрости и свежести восприятия и мышления, которое пока не выделило объект для первоочередной концентрации. Обычно ум приучен это состояние пропускать и сразу переходить к объекту. Однако, например, на природе, когда нету дел, может возникнуть это состояние свежести и активности ума, которая ни к чему конкретному не приложена. Если излишне культивировать этот тип медитации, это приводит к перевозбуждению. Она показана тем, кто в апатии, неактивности, лени, слабости. В тибетском буддизме данный вид медитации называется випашьяной. Считать это состояние возбуждения и энергетичности просветлением — также ошибка.
Если вы идёте Путем Состояния, то лучше всего практиковать все эти три вида медитации вместе. Деконцентрацию очень легко ощутить после концентрации на объекте. Схватив объект вниманием и подержав его какое-то время, развивается и тренируется конкретно-логический ум, отпустив все объекты и погрузившись в расслабление и деконцентрацию, происходит полный ход мышц ума, так они содержаться в тонусе и ум отвыкает намертво цепляться за объекты. Но ещё лучше, если после деконцентрации внимание направляется не на объект, а на пространство явлений. Так пустота не успевает стать тупостью и наполняется вместо этого свежестью и бодростью. Эта свежесть активизирует ум, который снова стремиться выбрать объект концентрации. Так описывается полный круг.
Такая трёхфазная медитация описывает круги, которые постепенно сужаются. Состояние деконцентрации всё больше начинает напоминать состояние концентрации на пространстве, а концентрация на объекте происходит без потери концентрации на пространстве. Смысл этих относительных медитаций прийти к так называемой абсолютной медитации, когда аспекты ума гармонизируются и возникает очень комфортное состояние Ригпа или Турия, состояние прекрасного равновесия, в котором заблуждения безусильно растворяются по возникновении, и которое очень подходяще для последнего удара и переворота к прозрению в Природу Ума.
Три способа не услышать Учение
Существует три способа не услышать Учение, не прозревать в Природу Ума, слушая Мастера. Общение с Мастером – это сражение, сражение правды и лжи, или сражение одной правды с другой, тут нужна искренность, иначе сражения не получится!
Первый способ не услышать Учение – это собственно, избегать его, не раскрывать карт, хранить при себе собственное мнение – это нормально, пока происходит знакомство с Учением, но бессмысленно, если затягивается.
Второй способ – это признать собственную победу над Мастером, когда на самом деле, в глубине души, вы знаете, что это не так. Возможно, вы искренне не чувствуете, что Мастер победил, но и ваша победа, положа руку на сердце, вызывает сомнения. Это значит, что сражение ещё длится, это нормально.
Третий способ – это признать победу Мастера, когда на самом деле вы не уверены, что проиграли. Это не настоящий Проигрыш Мастеру, который открывает Природу Ума, а клинч, вы не нокаутированы, а просто толчетесь рядом, в обнимку, уговаривая не бить вас, потому что вы уже и так побеждены. Это способно вызвать серьёзный и неестественный раскол внутри, где вам придётся притворяться. Сам Мастер похвалит вас, когда вы снова станете в стойку и продолжите игру.
Взгляд на структуру Учения
Данное Учение не ставит своей целью постепенное изменение состояния ума, культивирование его благих качеств, но и не имеет ничего против этого. Цель данного Учения – прозрение в Природу Ума, или прозрение в то, что есть ум – независимо от тех состояний, которые он принимает. Считается, что вы самостоятельно успешно занимаетесь теми практиками очищения ума, которые вам нравятся, и это позволяет вам услышать данное Учение. В буддизме это называется предварительными практиками, которые развивают ум, наделяют его благими качествами, но не удаляют главную занозу, корень невежества – инстинктивный позыв к самоопределению. Этим занимается данное Учение, цель которого – переворот от самоопределения к самоосознанию. Прозрение в Природу Ума – мгновенно, но его плод – не некое конкретное знание, некое состояние или феномен, но пробуждение ранее дремлющей Самоосознающей природы, которая активизируется после этого прозрения. Эта природа обладает крайней ценностью, так как возвращает человеку его подлинное достоинство, недвойственность со всем сущим, излечивает от жалкого и прискорбного стремления к самоопределению. Так как плоды самоопределения гарантированно приносят кроме счастья ещё и страдание, назвать это иначе чем болезнью сложно.
Это Учение интересует только эффективность, поэтому если вы готовы к прозрению в Природу Ума, Мастер может “заразить” вас этим, ответив на любой ваш зрелый и жгучий вопрос, не заставляя вас выполнять какие-либо практики по приведению ума в какое-то специальное состояние. Хотя теоретически, прозреть в Природу Ума можно независимо от текущего состояния ума, на практике это оказывается не так просто. Поэтому в нашем Учении есть мощнейшие вспомогательные шаги. Наиболее подходящим для финального прозрения оказывается специальное состояние, которое в тибетском буддизме называется Ригпа – это состояние характеризующееся словами “распахнутое”, “безусильное”, “спонтанное” и “естественное“, “ничего особенного”. Это состояние, когда ум находится в прекрасном равновесии своих аспектов – это не затишье мыслей, как происходит в медитации на пустоту, и не состояние “энергичности” мышления, которое бывает от хорошего настроения, это крайне тонкое состояние, которое самостоятельно очень трудно словить. В тибетском буддизме считается, что для практики данного состояния необходима передача его от Мастера, передача вкуса, чтобы не возникало сомнений и оно не было спутано с чем-либо ещё.
В тибетской традиции к этому состоянию подводят через длительную практику медитации на пустоту (шаматху) и медитации на присутствие (випашьяну), в нашем же Учении, в случае затруднения ухватывания этого состояния Ригпа, используется дополнительный вспомогательный шаг, который называется Приятие. Это также весьма особенное состояние, которое можно охарактеризовать словами “всё реально”, “всё есть так как есть”, по-буддистски это бы называлось “осознанием равностности всех явлений”. Это состояние способно показать, что всё, что регистрируется любым образом – равностные феномены, и таким образом лишить феномен “я” его особого статуса короля, автора, источника для других феноменов, обнаружить его иллюзорность и ложность. Это состояние также невероятно ценно тем, что позволяет увидеть присутствующие негативные эмоции и беспокоящие мысли так как они есть – как феномены, что позволяет проводить дальнейшее исследование, не обращая на них внимание, не отвлекаясь на них, не чувствовать себя вынужденным разбираться с ними, даже если они присутствуют. Приятие лишает энергии беспокоящие эмоции и мысли, что приводит к очень эффективному их растворению, значительно более эффективному, если разбираться с ними путём самоанализа. По сути, когда в Приятии беспокойство улеглось, возникает Ригпа, прекрасное состояние для финального самоисследования, раскрытия Природы Ума.
Общество Мастера является сильнейшим фактором, позволяющим расцвести этим состояниям Приятия и естественного состояния осознавания Ригпа, а также перевернуть всю эту склонность к самоопределению и пробудить Самоознающую Природу! Само Приятие является далеко не простым осознанием, которое Мастер и его общество помогает открыть, протягивая вам руку помощи, продиктованной подлинной любовью к Сыну Человеческому! Поэтому, друзья, не пренебрегайте обществом подлинных Мастеров!
Добавление от Дракона:
Мастерами нашей Традиции используется не только эти два пути, которые и сами по себе являются самодостаточными, но и «путь отрицания»! На определенном этапе он очень эффективен, особенно когда имеем дело с конкретно-логическим умом! Благодаря этому инструменту, через отрицание реальности содержания конкретно-логической мысли, можно как скальпелем «отделить» мысль, как энергетический феномен, то есть мыслеформу от ее содержания, то есть мысль, как феномен, утверждается реальным, а мысль как содержание — отрицается! Это искусное средство позволяет отсечь вовлечение в содержание мысли и принять мысль как самосуществующий феномен. Так в нашем Учении мастером могут использоваться все три метода! Для исцеления образного мышления — приятие, для конкретно-логического - отрицание и лишь затем приятие, для абстрактного — парадокс и специальное состояние «равностности», а лишь затем приятие!:)
Отталкивание от того, чего нет
Существует естественное, спонтанное желание, которого я касаться не буду. Тема топика – концептуальное желание, возникающее из заблуждения – это будет подразумеваться далее под “желанием”. Также отметём желания объектов, которые являются усложнением первичного желания некого лучшего состояния. Ум расписывает привлекательность желаемого состояния и приукрашает его, даже переукрашает его чересчур – это один из приковывающих аспектов заблуждения – сила привлечения. В описании, которое строит ум, “я” включен именно в таком виде, которому просто абсолютно необходимо желаемое. Это происходит из-за упрощения: в концепции просто не может уместиться вся сложность и многогранность явлений. На каком-то этапе описания мы сдаемся и верим – эта концепция действительно достаточно точно отражает явление.
Упрощенно, концептуальное желание, ожидание имеет форму “Я ПЛОХО -> Я ХОРОШО”. Левая часть этой формы содержит описание “я” в его неудовлетворительном состоянии и отвечает за отталкивающий аспект заблуждения. Если насчет будущего, желаемого состояния (правая часть формы) и могут возникнуть сомнения, что оно будет именно таким, то настоящее состояние (левая часть формы) вообще не вызывает сомнений и не рассматривается как концепция. Что называется легко верить в “плохое настоящее – вот же оно!”. Этот аспект, мне кажется трудным для осознания, из-за длительного опьянения концепциями, которые уже стали мерилом реальности. “Текущее состояние” не ставится под вопрос и выносится за скобки. Это очень тонкое исследование “Существует ли вообще такая штука, как текущее состояние?”, ведь она ставит под вопрос веру в объект – объективное состояние! Именно вера в эту концепцию пленения объектом, объективным состоянием создаёт продолжительные состояния отягощенности, тупости и все эти состояния таят, когда их краеугольный камень - “Существует текущее состояние”, “Можно описать своё состояние, самочувствие”- узнан как концепция! В каком тогда ты состоянии? Это река, в которую нельзя войти даже однажды: сказав, что она такая сейчас – обнаруживаешь, что она уже другая. Текучий, живой поток!
Свобода от «свободного»
Свобода, которая знает свободу, рано или поздно превращается в рабство. Часто она является весомым фактором, приближающим это рабство. Например, человек ассоциировал свободу с финансовой независимостью, работал как чёрт, подорвал здоровье, и свобода стала видеться совсем в другом ракурсе. И даже если человек достигает успеха в том, что он страстно желал, очень быстро это становится нормой, и он забывает, что когда-то было иначе.
Ладно бы человек что-то планировал, мечтал и тёк вместе с переменами, в которые бы органично вплетались его идеи и желания – это было бы проявлением естественной творческой природы человека. Но он слишком близко к сердцу принимает собственные понятия и входит в запутанный диссонанс и ступор. Вместо того, чтобы течь с переменами, он стремится в своих мыслях к недостижимому и преувеличенно негативно реагирует на то, что есть. Самая малость расстраивает его, и он капризничает как ребенок – его планка задрана слишком высоко. Его образ себя диссонирует с представлением о том, как должно быть. Он всё больше чувствует, как всё неправильно, и страстно пытается это изменить, измениться самому, встречая большие сложности, так как представления о том, как должно быть – нереалистичны и безжизненны.
Альтернативой этому является совсем другое Видение – через Приятие.
То, что есть – есть главный законодательный фактор, который определяет, как именно есть то, что есть. Свободно ли то, что есть от того как оно есть? Вопрос абсурден, если вдуматься – ведь для свободы необходимо двое – «тот кто» и «то, от чего» - а здесь недвойственность! Это «то, что есть» находится в непрерывном потоке перемен, где все факторы учтены. Представление “так быть не должно”, “должно быть так” – также учтены, но вовсе не таким образом, как это кажется должно работать из перспективы “авторства”. То, что есть вновь и вновь разбивает эти идеи несоответствием их тому, что есть. Они учтены, но не являются диктующим фактором, так как исходят из ложного постулата о существовании независимого центра. Они скорее утверждают этот центр для продолжения игры в отдельное “я”.
Что может быть более весомым, чем то, что есть? Ведь даже решимость к изменениям, идеи о изменениях также являются тем, что есть. Не пришла бы эта решимость и нужная идея – ничего бы не было! То, что есть – первейший и единственный фактор и Приятие – прозрение в этот поток перемен не через призму «авторства», а так, как есть – в естественную человеческую природу, в которую включены и разумность, и творчество.
Эту перспективу можно назвать свободой от свободного от неверной идеи «авторства», которая делала всю структуру человеческой психики жесткой и заблокированной, развивая глупость, заблуждения и страдания.