Большое "Я" возникло из маленького недоразумения
Голос разума является корректирующим импульсом, возникшим, благодаря тысячам обусловленностей, с момента нашего рождения. Вначале это был голос матери, который постоянно корректировал наше поведение, затем к нему добавились голоса отца, школы, и прочих людей, коих мы считали авторитетными. Только вот, с самого начала, этот корректирующий импульс был направлен не на само действие, а на некого автора, маленькое никчемное «я», которое постоянно что-то делает не так. Когда этот автор «оживлен», начинается вторая стадия.
Корректирующий импульс продолжает возникать, только теперь он постоянно направлен на маленькое «я». И маленькое «я», слыша этот голос, не распознавая откуда он исходит, не знает, что делать. Оно начинает создавать образ большого «Я», Бога. Тем самым направляя энергию корректирующего импульса на подпитку этого образа. Это похоже на то, как в древние времена, австралопитеки увидев молнию, в страхе прижимались к земле, будучи точно уверены, что кто-то там ею сверкнул. Затем, когда в очередной раз молния шарахнула по близости, они начали поклоняться ей в надежде задобрить ТОГО, кто там очень часто недоволен.
В наше время ничего не изменилось, просто молния из внешнего мира «переехала» в голову.
И стала для кого — «голосом разума», а для кого — «совестью», ну а для очень впечатлительных,- «Гласом Божьим».
Так возникает образ большого «Я», в который направляется инвестирование всей энергии корректирующего импульса. У эзотериков это образ «меня Просветленного», в который инвестируется практически вся энергия, и в один прекрасный момент, когда энергии инвестировано достаточно, происходит выброс этой энергии в виде сильнейшего переживания, покоя, вселенской Любви, или абсолютного Ничто. После чего происходит «смена караула», и человек из маленького «я» переходит в большое «Я», куда уже не доходит корректирующий импульс, и тогда можно услышать такие слова: «Меня ничто уже не затрагивает, я Дома!».
Бывают, правда, мгновения, когда в следствии некоторых жизненных обстоятельств, все же выбрасывает в маленькое «я», но мышление тут же описывает это как «тенденции выходят», и восстанавливает таким образом, хорошо отлаженную и работающую структуру большого «Я».
То, что возникло в следствии маленького недоразумения — теперь превратилось в безграничное НЕВЕЖЕСТВО.
Ум внешний, внутренний и тайный
Это древнее разделение говорит об очень простых вещах. Все, что можно потрогать, увидеть, услышать, унюхать — относится к внешнему. Весь мой богатый внутренний мир со всеми мыслями и эмоциями — к внутреннему. А что же такое тайный? Современная психология повесила на него ярлык «бессознательное», но это только синоним тайны. НО: именно из него идут самые могучие импульсы созидания и разрушения, именно он — приводит к подвигу или предательству, воскрешает умирающих и бросает в пропасть самоубийства. Наука называет эти силы архетипами, древние греки и индусы называли их богами. Боги до сих пор правят человечеством, начиная и заканчивая войны, строя газовые камеры и хосписы. Исцеление познающей природы позволяет увидеть весь блеск этого бесконечного иллюзиона, но тело и ум человека остаются по-прежнему собственностью богов. Душа разрывает оковы социальной обусловленности, соединяясь со своим архетипом. Говоря языком мифа, герой получает место на Олимпе, входит в свиту своего бога. И это не раздутое эго, не имеющее энергию, а лишь претендующее на аватарство, — это настоящий аватар, несущий всю силу своего бога. Эти люди создают и разрушают цивилизации, основывают религии. Создают великие творения и сжигают еретиков. Когда странник духа, проходит эту часть пути, только опыт бесчисленных воплощений, может уберечь его от ловушек божественной силы и власти. Но самый могучий сиддха — лишь пузырек в бесконечном океане бытия. И боги подчиняются законам Рока. «И прежде губ родился шепот...» — написал Мандельштам. То — что есть бог, и то — что есть Рок, управляющий богами, не возникало и не исчезало, оно не раздельно с этой бесконечной игрой и не слито с ней.
Мир после до
Когда любой феномен есть ЭТО, то ЭТО пропадает. Но явленный мир, который остается — это не тот самый мир, что существовал до исчезновения ЭТО. Правда, и не какой-то другой. Но воистину сравнить его не с чем, ибо даже разделение внутри него уже условно, не говоря уже о том, что сравнение его с «другим» миром — вообще эфемерно. Однако мысли о «до» и «после» могут возникать без какого бы то ни было реального до и после.
Три типа мышления — не так уж и мало, или МЫШЬ В АМБАРЕ
Образно-чувственное (ОЧ) мышление — на мой взгляд, занимает базовое и, так сказать, отправное положение в развитии человека. ОЧ обусловлено физиологией (генетикой). У маленьких детей вплоть до года ОЧ доминирует — если не сказать единственно — в проявлениях. Затем, как на хлеб намазывается абстрактное (Абст.) и конкретно-логическое (КонЛог.), что является необходимым условием существования социума.
Показательным является процесс обучения рисованию у маленьких детей. До 1,5 лет рисование сводится к мазюканию красками, внимание уделяется чуду оставления следов на руках, лице, одежде, бумаге, обоях; ощущениям от текстуры поверхностей, красок, скорости оставления штрихов, изменениях на холсте при дополнении шедевров (ОЧ). После доведения чуда до автоматизма и развитию памяти на авансцену выходит ассоциативное мышление (Абст.) — в каляке-маляке начинают узнаваться формы из образно-чувственного опыта, додумывание образов, — дорисовка плавно переходит в сочинительство, когда на образы накладываются еще и сценарии (собачка бежит, чтобы разбежаться и полететь :)) — это происходит уже с развитием речи (примерно в 2,5 — 3 года). Характер развития рисования и типов мышления определяется обусловленностями ребенка и окружением (родителей).
Если провести аналогию, вера в я-центр крепнет сначала в ОЧ, на базе тела, затем переходит в другие типы мышления (ТМ) и блуждает по ним (то есть поддерживается) настойчивым правом на существование — «пилигримом». Смешно, что я даже не является автором себя, зато кажется автором всего, что с ним «происходит».
В течение жизни перед человеком слой за слоем раскрываются новые аспекты этих трех типов мышления. И в каждый момент раскрытия возникает естественное, но довольно опасное ОЧАРОВАНИЕ новым аспектом. К примеру, очарование конкретно-логическим, может проявлять человека только в решении школьных задач по математике, с явным пренебрежением ко всему остальному. Многие подсаживаются на игры и заменяют онлайн-пространством жизнь в социуме. Опасность заключается в том, что очарование усугубляется отрицанием остальных типов мышления, особенно тех, которыми был очарован перед этим: например, знакомство с осознанностью как аспектом абстрактного мышления часто отрицает ОЧ и КонЛог., как ненужные и ошибочные. Вытащить эту занозу очень сложно, так как двери закрыты амбарным замком абстрактной защиты. Акцент на КонЛог. очень явно обозначен в декартовском «Мыслю, значит существую». А на ОЧ — к примеру — в тантре.
Когда все три ТМ изъезжены вдоль и поперек, главный двигатель поиска — стремление выйти из него или иначе: найти что-то ЧЕТВЕРТОЕ может продолжать находить занятие неугомонной белке в поисках заветного орешка.
Усталость может привести к смирению, а смирение к приятию и осознанию отсутствия выхода из безвыходного положения. Не похоже на ВЫХОД, правда? :)
"НАДО" - корень игры в "отдельность", или "спрос определяет предложение"!!!:))
Первичная НУЖДА в самоопределении — это не нужды какого-то, уже определенного, «я»! Это даже не потребность в бытии кем-то, и это не потребность в знании («я мыслю, следовательно, существую»). Это самая первая потребность в самом «я», в том, кто же будет нуждаться во всем том, что навязывается социумом как ценность... Просто для того, чтобы ответить на навязываемую социумом парадигму «ДОЛЖЕН и НАДО», придется определиться с тем, кто будет воплощать эти нужды и запросы от социума! Так и появляется некий «я-автор», который затем будет постоянно страдать от нехватки возможностей и полномочий, пытаясь их развить и расширить!
Сам же этот импульс к самоопределению реализуется на бессознательном уровне и поэтому так скрыт и неизбежен. Ребенок сам, без помощи кого-либо, определяет «себя» как тело, как «отдельный» организм с определенными функциями и потребностями, сам находит границы тела через боль и ощущения, потому как заноза самоопределения и самоидентификации уже здесь. Эта страсть к самоопределению очень глубока, и без нее уже невозможно выживание организма в условиях социальной среды, а не в джунглях. И происходит это самоопределение как НЕПРЕЛОЖНЫЙ ФАКТ, а не как условность и игра, к которой приходят после «пробуждения»! Так реализуются первичные потребности и функции тела — «выживание», «воспроизводство». Эти вещи ребенок реализовал бы и без социально-культурной среды, и без самоопределения, следуя рефлексам и инстинктам, как в мультике про Маугли. Но социально-культурная среда, вначале в виде мамы и папы, навязывает ему дополнительные НУЖДЫ и ПОТРЕБНОСТИ, которые уже выходят за рамки данного определения себя как «тела», поэтому начинается построение новой более широкой парадигмы «себя». То есть спрос рождает предложение! Родители и социум предлагают новый вариант самоопределения, для реализации новых «НАДО». Так и появляется в возрасте где-то двух лет личность с новыми функциями или «автор» с «личным» выбором и свободой воли.
Затем это самоопределение может развиваться довольно долго. Так автор может превратиться даже в «аватара», потому как функции личности уже не могут обслужить новые «эзотерические» потребности в непрерывном самоосознании, в тотальном контроле каждого действия, в постоянном переживании блаженства, в непривязанности, в покое, в «выходе за пределы» и прочем... Просто создаются новые НАДО и под них придумывается новый вариант «самоопределения». Так и рождается новое «СУПЕР-ЭГО»! Которое затем и начинает обучать «младшеклассников», как много им всего надо реализовать, чтобы СТАТЬ такими, как они — реализованными сущностями! Эти НУЖДЫ впоследствии навязываются даже вымышленному абстрактному Абсолюту, созданному ищущими по образу и подобию «себя», весьма нуждающегося! И тут начинаются эти эзотерические рассказы про Сущее, которому тоже много чего НАДО, как и нам! «Ему надо самоосознавать, ему надо чувствовать себя живым, ему надо быть, ему надо пробудиться, ему нужны пробужденные агенты на земле, ему нужно спасение» и так далее — воображению нет предела! Это просто бред больного «нуждой» неполноценного «я»! Мы просто уверены — ЕСЛИ ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ, ЭТО ТОЧНО КОМУ-ТО НУЖНО! И НИКАК ИНАЧЕ! ВОТ ТАК СИЛЬНА ВЕРА В ЭТОТ ДВИГАТЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ — «ПОТРЕБНОСТЬ, НУЖДА И ЖЕЛАНИЕ»! Бедное Сущее, что тут скажешь!!!
Учение Формации Free Away не имеет ничего общего с этими новыми «НАДО», «ДОЛЖЕН», с новыми потребностями, взращивающими новые супер-претензии и порождающими новую идентификацию, которая может быть тщательно замаскирована — «Я НИЧТО», «Я ВСЕ», «Я САМА ЖИЗНЬ»! Оно предлагает исследование в обратном порядке: «КАКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ПРИВЕЛА К ЭТОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ?» Поэтому это бескомпромиссное послание и не может быть в принципе принято теми, кто устремлен к вершинам «самоопределения», к вершинам славы, власти и собственного величия! Это учение, наоборот, останавливает этот разгон, все эти НАДО и ДОЛЖЕН и заставляет развернуться, оно говорит: «ВЫ ИДЕТЕ В ОБРАТНУЮ СТОРОНУ, ВЫ БЕЖИТЕ ОТ УЩЕРБНОСТИ — ЭТО ПУТЬ В НИКУДА, ДАЖЕ ЕСЛИ УЩЕРБНОСТЬ СМЕНИТСЯ НА ВАЖНОСТЬ, ПАДЕНИЕ НЕИЗБЕЖНО!»
И то, что открывается беспристрастному исследованию, поистине поражает... Вся жизнь персонажа пронизана этими идеями «должен», «надо», «не надо», «ты можешь», «есть возможность» и так далее. Это создает колоссальное напряжение и порождает психоз, ведь тот, на кого все это повесили, ничего не может, потому как является лишь фантазией, идеей! Вершиной амбиций и психоза «автора» может стать поиск освобождения от желаний, от самого «желающего» и так далее, все это предлагается вместо ясного и простого исследования: а чем, собственно, являются все эти идеи, что стоит за ними, какая базовая ПОТРЕБНОСТЬ либо НУЖДА! Так вот, если начнется война хоть с одной из них, либо с тем, кто ее собирается воплощать, вы никогда не выйдете на ПЕРВИЧНУЮ НУЖДУ, ПЕРВИЧНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ.
Итак, когда в «самоисследовании» и «приятии того, что есть» борьба прекращается и внимание разворачивается совсем в другую сторону, оно движется к источнику НУЖДЫ и ПОТРЕБНОСТИ! И первое, что обнаруживается — это некое очень привычное «я», которое постоянно нуждается в функциях и отношениях, потому что без них оно просто не существует! Когда случаются прозрения в то, что «я — это просто мысль о „я“», нужды «я» аннулируются, видятся как игровые и условные, но оно все восстанавливается и восстанавливается, как птица Феникс, как оживает гидра, у которой снова отрастают головы. Значит, базовая НУЖДА еще не вскрыта как мысль, как идея, как иллюзия. Тогда «внимание» или «свет осознанности» проникает в «святая святых» — в тайный мир, где уже находится НУЖДА В САМОМ «Я»! Потому как там есть гораздо более базовая ПОТРЕБНОСТЬ! Нужда знать, для которой нужен «знающий», нужда осознавать, для которой нужен «осознающий», и, наконец, первичная НУЖДА БЫТЬ... Вот так глубоки эти метастазы болезни «самоопределения».
И вот тут может произойти очень простое прозрение, что «знать не нужно, чтобы быть тем, что есть знание», и «быть не нужно, чтобы быть тем, что есть само бытие»! ОКАЗЫВАЕТСЯ, ТО, ЧТО ТЫ ЕСТЬ, НЕ НУЖДАЕТСЯ ВООБЩЕ НИ В ЧЕМ, ПОЭТОМУ ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!!
Так выходит главная заноза ПОТРЕБНОСТИ, которая и создает того, кто ее будет реализовывать! Теперь все может быть, все может быть начато сначала, ведь это весело — придумать себя, придумать недостаточность, придумать потребность и заняться ее реализацией!!! Но тогда самое первое НАДО — это лишь игра в него, как и тот, кому это надо или не надо!
ХОРОШЕЙ ИГРЫ, ВСЕВЫШНИЙ, ОБРАЩАЙСЯ, Я ГОТОВ ПОДЫГРАТЬ!:)))))))))
Бесконечный праздник познания
Готовясь к зимней встрече института культура состояний по теме: «Об одержимости незнанием» я прочитал трагедию Эсхила «Прикованный Прометей»
Вот некоторые размышления.
История человечества — это постоянное чередование надежды и отчаянья. Милостью небес мы лишены дара знания. И хрупкая надежда, как мираж манит к себе измученного путника. Во тьме, он слепо шарит руками, откликаясь на призывные звуки будущего.И хотя, уже много раз эти сладкие песнопения заводили корабль цивилизации на рифы, мы, по прежнему верим в эволюцию, торжество человеческого разума, новые знания и возможности. Для меня отдельного невыносимо увидеть иллюзорность этих миражей. Осознать, что даже боги беспомощны, даже их судьбы, всего лишь заранее написанный сценарий этой бесконечной пьесы. Истинным наказанием Прометея был не жар и не голод, не муки бессмертной плоти, а это знание. Он предвидел все свои муки — их начало и их окончание, он знал, но не имел никакой возможности поступить иначе. Жить, зная о бессмысленности и жизни и живущего, это путь героя. Духовный путь, это долгое путешествие, из знаю и могу, в не знаю и ничего не могу и только сразившись с роком, и потерпев поражение, герой умирает, его смерть и означает воскрешенье. Этот сюжет повторяется с каждым героем от Гильгамеша и Прометея до Иисуса. Смерть героя, это конец иллюзии раздельности, это проход через бездну богооставлености к бесконечному празднику познания, жизни и любви, в котором нет ни познания, ни познающего.
Приговор суда: три ОЧКА (УСЛОВНО)!
Образно-чувственное, конкретно-логическое и абстрактное мышление — такое разделение я встретил только в Учении Дракона. Поначалу :) оно мне показалось очень сомнительным и неверным. Присмотревшись внимательнее к указателям, я невольно зачесал репу — а ведь это гениально! Разбираться в мышлении, разбираться в разбирателе и т.д. стало значительнее проще и интереснее, потому что куда ни плюнь вниманием — везде эта троица.
Это разделение, во-первых, описывает инструменты мышления — то есть абстрактное оперирует символами, образно-чувственное тем, что можно подержать в руках, в общем почувствовать, и конкретно-логическое связями, олицетворяя этакое конструкторское бюро.
И, как всегда, любое разделение в чистом виде встречается только теоретически. К примеру возьмем мысль. Любую. Например, конкретно-логическую в виде постулата: «съешь еще этих мягких французских булок, да выпей же чаю» (почему я считаю, что это конкретно-логический пример? — потому что. :) это моя любимая панграмма, которую я помню.) Если подумать об этой мысли, она будет СЛЫШАТЬСЯ в башке (которая в мысли, не знаю какой :)) — то есть задействуется образно-чувственное мышление. Будет слышаться абстрактным мышлением (внимание, сознание) и непосредственно приниматься и обрабатываться, как и любая языковая система конкретно-логическим в совокупности с абстрактным. Цель этого вполне запутанного примера — показать смешение и условность всех видов мышления и разделения (одно и то же). Их игривость, невинность, их тотальное взаимодействие и взаимопроникновение.
Я, как содержание мысли, может скрываться (о! оно что-то может? :) ) в любом типе — в конкретно-логическом, образно-чувственном, абстрактном, и снова в конкретно-логическом. Я — это бомжара, которому все равно где бомжевать, лишь бы было место, даже его отсутствие (нечто абстрактное). Недавно в Самаре обитал бомж, который приехал к друзьям-бомжам из Улан-Удэ :) Не спрашивайте, откуда я это знаю :) Все равно отвечу :)
Мораль сей басни такова: разделяй и властвуй играйся! Игрока-то все равно...
Партия сказала: "НАДО"!!! Комсомол ответил: "ЕСТЬ"!!!
Главным ИМПУЛЬСОМ всей игры в «отдельность»...
Является не идея «меня», и даже не идея «автора»!..
ИМПУЛЬСОМ является очень простое и до боли знакомое слово: «НАДО»!!!
Его нам вбивают в раннем детстве, как самую естественную потребность...
Оно может быть окрашено, как «должен», либо «возможность», но суть та же...
НАДО БЫТЬ, НАДО ЖИТЬ, НАДО ПОНЯТЬ, НАДО ЧУВСТВОВАТЬ, НАДО СДЕЛАТЬ...
НАДО СООТВЕТСТВОВАТЬ, НАДО НЕ ОБЛАЖАТЬСЯ, НАДО ПРОСВЕТЛЕТЬ!!!
А кто будет все это осуществлять?!
НАДО ПРИДУМАТЬ!!!