Прямое введение в личность
Когда мы приступаем к изучению Традиций и Учений, мы в любом случае пропускаем это через призму своей личности, (личностью я называю совокупность всех обусловленностей, представленных в этом организме тела-ума) и этого не избежать, даже если обучение начинается в присутствии Мастера.
Однако чаще всего это происходит через изучение книг и священных писаний, в этом случае интерпретация происходит только через сложившуюся обусловленность, и многие попадаются на этот крючок мышления, что личность - это большая «кака», с ней надо разобраться, уничтожить. Ум, естественно, неплохо подыгрывает этому посылу, открывая некое пространство Осознанности, пустоты, снабжая эту игру соответственными переживаниями. В таком случае, если нет соответствующего запроса, мы попадаемся СТОПРОЦЕНТНО. Страдание исчезает, появляется очень прекрасное переживание блаженства и «невовлеченности» во все, что происходит.
Пространство покоя обеспечивает отсутствие серьёзной «колбасни», а мимолетные вспышки агрессивности ум технично описывает как «всё просто происходит, вселенная так выражает себя». Возникает идея о моменте сейчас, как единственно правильном переживании, и соответственно, появляется единственно правильное воззрение... И всё было бы прекрасно, но стоит попасть в условия подобные войне, тюрьме, армии, где все вокруг пропитано только личностной обусловленностью, как мы получаем ПРЯМОЕ ВВЕДЕНИЕ в личность, которую всё это время отбрасывали, уничтожали, не брали в расчёт, наивно полагая что она уже исчезла. И тут происходит сильнейший откат, способный довести до самоубийства, ведь это не на кухне транслировать покой и тишину под чашечку чая дамочкам с горящими глазами, когда вокруг свистят пули, или деды в туалете уже машут возле лица ремнями, личность возрождается словно птица феникс. Пулям не расскажешь о тишине, а они могут :)))))))))
Уловка ума - "СВОБОДА!"
Принятие за чистую монету концепции «стремления к свободе» подразумевает (обычно неосознанно) так же и утверждение её второй (теневой, скрытой) стороны — «согласие с тем, что сейчас — несвобода». И чем сильнее будет стремление к свободе, тем сильнее будет чувство несвободы в данный момент. Так уловка постепенно становится удавкой...
Позиция, позволяющая избежать Учения - "мы любим тех, кто не укусит"!
Мы любим умерших давно поэтов...
Учителей мы обожаем, что лишь в книгах...
Они готовы подтверждать все наши перлы...
Что в мозг нам впились, словно пьявки...
Мы с гордостью цитируем их темы...
Как будто сами с ними были рядом...
С Христом несли тот крест тяжелый...
С Сократом словно чипсов, съели яда...
Мы превзошли всех мудрецов премного...
В безудержном ментальном пьяном драйве...
Готовы древних Будд мы называть друзьями...
Пусть терпят, ничего, от них уж не убудет!..
Но стоит нам услышать грозное рычанье...
Живого Мастера, что со враньем не дружит...
Мы убегаем, будто серенькие мышки...
И огрызаемся, забившись в пятый угол!..
Free Away: Что сегодня называют "адвайтой"? Короткий анализ ситуации на рынке "недвойственной духовности"!
Учения «борьбы» и «релакса»: есть ли альтернатива?!
Для того, чтобы внести окончательную ясность и помочь вам лучше разобраться с тем, что сегодня предлагается под видом учений «адвайты», прочтите внимательно, пожалуйста, этот текст.
Первый тип учений, самый многочисленный, – это учения «борьбы, достижений, преодоления и изменения»! Они опираются на причинно-следственную связь, на «авторство персонажа» и предлагают некий конкретный путь к «просветлению». Их учение очень четкое, структурированное, разбито на определенные этапы, имеет очень четкие критерии оценки положения дел.
Это учение очень легко ложится на социально-культурную обусловленность нашего времени. Ведь и в обычной жизни мы нацелены с детства на это — «бороться и искать, найти и не сдаваться»!
Социум, общество, культура заинтересованы в развитии, в непрерывной эволюции, усовершенствовании «всего и вся», ведь остановка значит смерть! И если в мире науки и техники это выглядит весьма разумно, то применять эти же технологии и приемы в «духовности» — это, к сожалению, просто путь в «никуда». Но тенденция пользоваться одним и тем же инструментом так сильна, что миллионы людей уже вовлечены в это учение «борьбы за понимание, за отсутствие негатива, борьбы против борьбы»! Это путь к истощению, усталости, разочарованию и накоплению абсолютно ненужных знаний, которые невозможно применить в повседневной жизни. Ведь после каждого «прорыва» неизбежно наступает откат, а вершинам, которые открываются за поворотом, нет конца и края... Удержаться в этом учении и не упасть в депрессию можно только начав делиться этими, очень далекими от истины, знаниями о «том, как все обстоит на самом деле». Тогда чувство удовлетворения может длиться немного дольше. Но результат плачевен, сама жизнь однажды показывает, что ни одно это эзотерическое знание не работает, а вы просто выдавали желаемое за действительное.
Самым ярким примером такой «духовности достижения» является вершина интеллектуального понимания мира – «движение за интегральный подход» Кена Уилбера. Он, кстати, неизлечимо болен синдромом хронической усталости, какая грустная ирония жизни. Но зато мы имеем очень полное описание реальности с картами и схемами, и теперь все желающие могут узнать, как «все на самом деле» по версии Кена! Есть даже книга «Краткая история ВСЕГО», прочитал и знаешь, «что по чем»! Это, безусловно, гений, гений-мыслитель, практик и великий «достигатель». Печально, но даже он сам не выполнил собственную программу-максимум, не соединил все сектора и уровни и не вышел на трансцендентный уровень «недвойственной истины» и не перешел в «иное измерение», как обещал ищущим, но у него есть масса объяснений и этому.
На другом полюсе профанации «адвайты» или, лучше сказать, древнего учения «недвойственности», находятся те учения, которые призваны опускать этих измученных «достигаторов» и «ликвидаторов эго» на грешную землю. Второй тип — это учения расслабления, релакса, отказа от борьбы и достижений! Их девиз: «расслабься, успокойся – ТЫ УЖЕ ТО»! В связи с тем, что уставших и замученных учениями «достижения» уже достаточно, паства этих «релаксёров» тоже растет постоянно и неуклонно. Это учение кайфа и неких трансцендентных состояний. Это как оргазм! Вы же знаете, что оргазм — это расслабление определенных мышц после напряжения, так и здесь. Это как терпеть, терпеть, терпеть, а потом сходить в туалет после пятой кружки пива, кайф... Тишина, Покой, Любовь – добро пожаловать Домой в Рай, который вы никогда не теряли! Скажите, как устоять уставшему путнику с рюкзаком на плечах, проведшим в погоне за несуществующей птицей счастья полжизни?! Сам «ищущий» объявляется нереальным, реальны теперь только Жизнь, Осознанность, Любовь, Присутствие, Тишина! И это все – ОДНО, называемое загадочным словом «ТО». Что сказать, абстракции «рулят»... Автором всех действий объявляется загадочное ТО, или Жизнь, а вы становитесь игрушкой, марионеткой, но это же не вы, не переживайте. «Вы не ум и не тело – вы ТО», — вещают гуру-«абстракционисты»! И им верят, верят всем этим абсурдным и смешным фразам, зомбирующим доверчивую, уставшую публику: «мы все одно», «понимать нечего», «ничто не реально», «пробуждаться некому», «жизнь пробуждена изначально»...
На вопрос «Что делать?» они загадочно улыбаются и говорят что-то типа этого: «Доверься Жизни, открой Сердце, впусти Любовь, я волью в тебя энергию Свободы!» И вас наполняет экстаз и блаженство расслабления, как после хорошей баньки с пышногрудой девушкой, водочки и шашлычка... Боже, какие забытые ощущения, почти детские! ЭТО И ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, БЛАЖЕНСТВО, СВОБОДА! УРА! Я ПРОСВЕТЛЕЛ!!!
Очарование этим «наркотиком» может длиться так долго, пока релакс не уничтожит все накопленное напряжение. Затем вы однажды обнаруживаете себя в том же месте, где вы и были до всех этих духовных поисков, наступает страшное похмелье после кайфа, затяжная депрессия. Опустошенность, бессмысленность, ведь абсолютно ничего не изменилось. Но в «достигаторы» вы уже «ни ногой», хватит, напрактиковались, были уже там! Расслаблять и отпускать тоже нечего, все настолько расслаблено, что вы уже плохо в пространстве ориентируетесь, соображаете еще хуже, еще чуть-чуть — и двух слов связать не сможете. Вы антисоциальны, живете не пойми где, у вас нет ни семьи, ни имущества, ценностей никаких, знания все выветрились, так что «отпускать» совсем нечего. Работать вы тоже не можете и не хотите, ведь это все то же самое — «борьба и достижение», да и вам самим очень тяжело с устремленными людьми, они считают вас психом, а вы их — идиотами! И вы опускаетесь еще ниже – наркотики, чтобы забыться, или алкоголь, вы ведь всегда желанный гость в определенных тусовках, вы очень странный «духовный бомж», с пустыми глазами и мудрыми речами. Второй вариант — ехать в Индию, там такого «расслабленного люда» хоть пруд пруди, можно затеряться среди них, их там называют саддху, они курят гашиш целыми днями и живут за счет сострадательных индусов, которые полагают их аскетами и великими йогами. Не зря Индию называют «сказочной страной», там все индусы, как маленькие дети, верят в сказки, обусловленность такая, поэтому если вы научитесь их рассказывать, жить будете безбедно.
Есть и еще один выход из этой неприятной ситуации: можно стать «мастером» и начать учить «релаксу» – это сейчас очень востребовано! Часть напряжения учеников будет постоянно переходить к вам, вы будете заряжаться и расслабляться прямо на встречах. Так можно бесконечно долго продлевать кайф «отпускания». Да и просто наблюдать за тем, как в вашем присутствии народ взрывается смехом, как тяжелые «горы падают с плеч», как случаются экстазы и прозрения «что я не это, а ТО», тоже очень приятно. Да и уставшие путники всегда благодарны, будете накормлены, напоены и сексуально удовлетворены, может, даже разбогатеете! Так что вариантов тьма, есть и весьма привлекательные. Техники расслабления описывать не буду, это их, так сказать, «фишка», там и мантра, и тантра, и подпрыгивание на месте, и длительные душещипательные беседы с транслированием энергии любви, света и покоя — есть разные способы заставить сбросить мешок! Некоторые даже практикуют грубый «наезд-удар», с последующим поглаживанием и признаниями в любви. Все способы направлены на одно — довести вас до катарсиса, определенного сильного состояния и усадить на него как на «просветление» или на «тебя подлинного»! Используется так называемая техника «жесткой фиксации» и «закрепления» — и все, клиент готов!
Сегодня соотношение примерно такое: 90% — это учения достижения и 10% — учения релакса. Последние сегодня называются «адвайта», «нео-адвайта», «трансформация», и их популярность постоянно растет, так как напряжение достигает уже апогея, нервные срывы и психозы стали нормой нашей жизни.
Конечно, все это не имеет НИКАКОГО отношения к тому древнему учению «недвойственности», учению Мастеров Удияны, за которым шли ходоки со всего мира и платили золотом!
Так что альтернатива есть, но она сегодня практически не востребована и очень дискредитирована этими двумя «профанациями», которые, как братья-близнецы, постоянно ругая и понося друг друга, поддерживают и обеспечивают работай учителей обоих направлений «духовности».
Мы создали новую формацию FREE AWAY, чтобы дистанцироваться от этих двух, безусловно, важных духовных течений и возродить заново учение недвойственности в его подлинной чистоте и эффективности!
Это Учение предельной ЯСНОСТИ, кристальной ТРЕЗВОСТИ и подлинного ПРОБУЖДЕНИЯ от сна «разделения»! Нам не нужна массовость, не нужна шумиха, не нужны новые члены, которые в тайне жаждут «достижений», это очень элитарное учение, во все времена востребованное лишь единицами!
НО МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ О НАС ЗНАЛИ И НАШ ГОЛОС ТОЖЕ ЗВУЧАЛ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ НАШЕЛ СЕБЯ В ПЕРВЫХ ДВУХ УЧЕНИЯХ!
Ведь иногда наше учение выглядит как учение «релакса», ведь сильно уставшему надо действительно сбросить рюкзак целей и надежд, а иногда — как учение «достижений», ведь погруженному в мир абстракций, с пустыми глазами и взглядом трупа, пустотой внутри, надо встряхнуться!
Но это Учение совсем другого порядка – Учение Знания, Ясности и Пробуждения!
Революция ТОГО, ЧТО ЕСТЬ
Благодаря информационному доступу и интернету ни одна область нашей жизни не может похвастаться, что её не коснулась профанация. И духовные Учения не исключение. Если раньше Учение передавалось только от Мастера к Ученику, о нем знали единицы, и тем самым Учение было защищено от попадания в «незрелые руки», то в наш век информационной доступности такого явления просто нет. Любой человек, который имеет доступ к интернету, может в считанные секунды ознакомиться с коренными текстами известных в мире традиций и Учений. С одной стороны, это открывает прекрасную возможность для искренне ищущего человека, ему доступно огромное количество указателей, которые могут удовлетворить любой темперамент. Но с другой стороны, это делает эти указатели уязвимыми для использования не совсем искренними людьми. Любой Указатель - это обоюдоострый меч. В руках искреннего человека он может стать тем Орудием, которое рассечёт невежество. А в руках незрелого человека эти указатели могут быть использованы только для укоренения этого невежества.
Наша Формация не имеет задачи облечения неких направлений и Традиций, которые были подвержены профанации, и если кому-то это приходит в голову, то это просто не понимание смысла формации. Наше Учение направлено только на одно - показать природу ума такой какой она есть прямо сейчас, поэтому все попытки сравнить нас с какой то революционной структурой лишены смысла. ТО, ЧТО ЕСТЬ - ЕСТЬ, ЧЕГО НЕТ – НЕТ. Да, это звучит РЕВОЛЮЦИОННО! Многие ведь привыкли, что ТО, ЧЕГО НЕТ — ЕСТЬ. И в этом ключе — это РЕВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ!!!
Сетевой маркетинг духовности.
Пройдя путь усилий и достижений, многие искатели встречаются с учением релакса. Исчерпав его, они утрачивают все, и здесь или темная ночь души, или пробуждение к свету и ясности. Но есть отдельная категория - это те, кто проповедует и учит. Как правило, это те, кто прошел путь достижений, пришел к релаксу и теперь вынужден балансировать свое расслабление, напрягаясь для проведения сатсангов. Сами понимаете, в полной расслабленности ни на вопрос не ответишь, ни людей не соберешь. Мастера, имеющие ясность, ведут себя так же. В чем же отличие? В состоянии учеников. Если после сатсанга есть подъем и блаженство, а потом спад и мучения, и единственное, что помогает, это прийти на новый сатсанг, то вас подсадили на релакс. Если, встреча с Мастером дала вам силы для собственной работы и вы радуетесь новым встречам, но не зависите от них, значит, вы услышали учение.
Те, кого подсадили на релакс или будут страдать, как наркоман без дозы, или начнут подсаживать других, балансируясь за их счет. Но для этого мало иметь соответствующие переживания, надо еще обладать харизматической личностью и соответствующими умениями работы с людьми. Поэтому, как в любой пирамиде, купить могут все, а продать только единицы. Но, тем не менее, таких немало, и сетевой маркетинг духовности процветает. Ученики учеников разъезжают по миру, продавая сладкие сны, но плата за эти грезы всегда одна - жизнь, прожитая в омрачениях и боли.
Созависимость и Вирус Я
Созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека. Чаще всего термин употребляется по отношению к родственникам и близким алкоголиков, наркоманов и других людей с какими-либо зависимостями, но далеко не ограничивается ими. (wikipedia)
Примерно 98% взрослого населения Америки страдают от серьезных нарушений связанных с созависимостью (не думаю, что в нашей стране процент меньше, но данных на этот счет у меня нет). Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливают отношения друг с другом. Такие отношения характеризуются большой нестабильностью, наполнены страхами, обидами, обвинениями, тоской и отчаяньем.
На другом полюсе таких отношений находятся, как правило, редкие эйфорические состояния: слияния, единства, истощающей радости. Как правило, созависимые люди склонны к эмоциональным качелям: от «люблю, жить без тебя не могу», до «провались ты пропадом, исчадье ада». В промежутках между этими полюсами обычно находится состояние депрессии, апатии, истощения, полного равнодушия к объекту эмоциональной привязанности. Эмоциональная зависимость является прекрасной психологической предпосылкой для возникновения химической зависимости (никотин, алкоголь, наркотики, еда). Учитывая распространенность эмоциональной зависимости, не приходится удивляться количеству людей в той или иной степени зависимых от химических веществ.
Все виды зависимостей развиваются по одному и тому же циклу. Попробуем выделить в нем несколько стадий, чтобы было понятно, о чем идет речь.
1. стадия Приятной зависимости. Стадия эйфории, если дело касается отношений, хочется всегда быть вместе и кажется, что вот оно — искомое. Если это химическая зависимость: пить, курить легко и приятно. Непоколебима уверенность в том, что «я могу без всего этого прожить, просто мне нравится, поэтому я встречаюсь с этой женщиной (мужчиной), пью, курю и пр. »
2. стадия Мучительной зависимости. В отношениях обычно наступает момент, когда и вместе тесно и врозь – скучно. Невозможно расстаться ни на минуту, но это уже не несет эйфорических переживаний, а напротив мучительно необходимо. В случае с химической зависимостью проявляется абстинентный синдром. Необходимы каждый раз все большие дозы химического вещества.
3. стадия Стоп. В отношениях человек обычно вдруг «вспоминает», что он «все это время подавлял свои желания ради партнера», что «он – личность», что «хватит это терпеть» и пр. В случае с химическими веществами человек вдруг осознает весь вред, нанесенный себе и близким, и решает остановиться. Часто для этого необходима помощь со стороны медицины или психотерапии.
4. стадия Антизависимости. Человек чувствует себя полностью свободным от объекта привязанности. Эта стадия часто тоже может быть связана с состоянием эйфории, но чаще состоянием собственной силы, наполненности, уверенности и свободы. То же касается и человека, «сумевшего завязать». Для поддержания этого состояния необходим полный отказ от объекта зависимости. То есть «никаких отношений, никакого общения» в случае эмоциональной зависимости. И «ни капли» в случае химической зависимости. Тут также следует отметить, что в созависимых отношениях, пока один человек переживает стадию «антизависимости», другой часто находится в стадии «болезненной зависимости», а потом они меняются местами. Так они и бегают друг за другом, как журавль и цапля в известной сказке.
5. стадия Срыва. На этой стадии подавление своих желаний достигает апогея, либо появляется уверенность в собственной неуязвимости (вследствие предыдущей стадии, которая может длиться годами) и человек решает попробовать «ну, сколько можно быть одному», «беды не будет от одной рюмки» и т.д. При этом существует уверенность, что «уж на этот раз все будет по-другому». Надежды, идеализм, сентиментальность и повышенная эмоциональность – все это черты присущие людям, склонным к зависимостям.
Дальше идет заворот на новый круг. При этом эйфорическая стадия длиться все меньше, дозы необходимы все больше, а эмоциональные качели все интенсивней. В конечном итоге это приводит к деградации и саморазрушению организма тела-ума, к необратимым физическим и психическим деструктивным изменениям.Теперь мне хотелось бы рассмотреть процесс зависимости, применительно к вирусу Я или ощущению ложного авторства, которое, по моему мнению, является корнем для развития эмоциональной и химической зависимости.
1. Стадия Приятного Авторства. Ощущение собственного всемогущества. Я могу. Я добиваюсь поставленных целей, у меня все получается. Я автор собственной жизни, я хозяин, я управляю своей эффективностью и пр.
2. Стадия мучительного авторства. Чувство Вины. Раз я хозяин своей жизни, значит, все эти косяки тоже Я сделал. Я во всем виноват, Я ничтожество, Я неудачник, Я худший из людей и прочее.
3. Стоп стадия. Как правило, наступает в состоянии отчаяния, когда от чувства вины и недостаточности наступает психическое и физическое истощение, человек уже готов отказаться от собственного авторства и все свои беды и несчастья отдать Автору побольше – Богу, Высшему Разуму, Судьбе и пр. Здесь может быть и покаяние и смирение. И пока это смирение «мое», выход из этой стадии только в следующую.
4. Стадия Антизависимости. Часто на этой стадии человек ощущает, что наладил с Высшими Силами сотрудничество. Искренняя вера в Бога, часто молитвы помогают снять напряжение с маленького Автора. Зачастую, человек знакомится с состоянием «0», находит утешение в молитве, покаянии, медитации. Появляется ощущение свободы и покоя, способность к взгляду со стороны, «не вовлеченности». На мой взгляд, эта и предыдущая стадии делают человека наиболее открытым к встрече с Мастером и Учением.
5. Если же Встречи не произошло, либо была встреча с лжеучением, состояние покоя продолжает восприниматься как МОЁ, как то, чего Я добился. Дальше два пути захода на следующий круг.
1) Превращение Автора в Аватар, со всеми вытекающими последствиями (то есть, если я Аватар для всего мира, так и отвечать придется по полной, вина и страх будут соответствующими, и эмоциональные качели — вплоть до безумия и суицида).
2) Заход на следующий круг в качестве маленького автора, который получил достаточно отдыха. Про это есть поговорка «не погрешишь – не покаешься».
Таким образом, по моему мнению, любая психологическая, психотерапевтическая медикаментозная и другая терапия по излечению эмоциональной или химической зависимости не является достаточной и может привести только, в лучшем случае, к четвертой стадии «Антизависимости» или, как говорят в народе, «завязке».
Единственным и окончательным возможным исцелением от созависимости является исцеление от ложного чувства авторства или Вируса Я.
Духовная халява, секс, власть и кто кому и чего должен
События последних дней снова обозначили тему, которая уже не раз здесь «светилась», а именно: оскорбительные нападки на Учителей. Ранее я задавался вопросом, откуда берется вся эта грязь и почему в психозе выбираются все те же банальные поводы. И мне пришло пару идей, которые ниже я постараюсь изложить. Разумеется, что истоком этого явления может быть масса причин, я лишь вытаскиваю несколько из общей массы коллективной обусловленности.
Итак, основными содержанием нападок на духовных учителей, лидеров, как я вижу, являются три вещи:
1. Деньги — плата за сатсанги, ритриты, семинары и т.д., сборы, присвоение имущества и т.д.,
2. Секс — злоупотребление доверием, обман и принуждение. (собственно и без обмана и принуждения, женщины просто больше любят успешных и харизматических лидеров на вершине будь-то социальной или духовной лестницы, чем «лузеров», и эта любовь не только «платоническая». Это нередко вызывает зависть и ненависть этих самых лузеров и женщин, которые по их мнению обделены вниманием лидера.)
3. Власть — авторитарность, жесткость и т.п.
Надеюсь, вам очевидно, что все эти пункты — наиболее желаемые «человеческие» ценности и основной предмет конкуренции, а вся история это просто хронологическое описание борьбы за эти ценности начиная чуть ли не с пещерного человека. Я думаю, справедливо сказать, что стремление к этим ценностям лежит в основе выживания и распространения человека как биологического вида: больше еды, больше потомства, больше территории. Т.е. это долгосрочная стратегическая тенденция и в определенном смысле, это естественно. Тенденции межвидовой конкуренции логично вопроизводятся во внутривидовой конкуренции, т.е. между расами, нациями, племенами, классами и социальными слоями и т.д. до конкретного организма. Т.е. это такая вшитая генетически глобальная обусловленность.
Теперь рассмотрим тему поближе. Сразу вношу предложение в комментах не обсуждать никакие организации и их лидеров, справедливость обвинений и т.п. и ограничиться только исследованием содержания обвинений.
Итак, чтобы соответствовать требованиям обвинителей, учитель должен быть:
1. Беден (потому как должен учить бесплатно, откуда ж у него возьмется время и силы, чтобы заработать себе еще на жизнь)
2. Не человеком (сверхчеловеком, богом, ангелом, в общем этаким бесполым существом), аскетом или старым (или больным).
3. Слабым, беззащитным, жертвой и т.д.
Не правда ли, это очень похоже на образ святого, некий идеал духовного человека, который за несколько столетий сформирован в массовом сознании, который в свою очередь скопирован с искаженного и внедренного в массы образа Иисуса. Но весьма сомнительно, что он соответствует исторической личности.
Во-первых, число последователей Иисуса не ограничивалось 12 учениками, их было несколько сотен, а даже, возможно, тысяч. Об этом есть упоминания. Да и иначе местное официальное духовенство не стало бы «париться». Следовательно, при таком числе людей, не могло не быть организации, простейшей, но структуры и, конечно, финансовой составлющей (по-простому, кассы). Когда Иисус собирал учеников, они оставляли свои дома, занятия и следовали за ним, некоторые семьями. За что они жили? Они продавали свое имущество и их поддерживали материально, известно, что собрания проводились в домах небедных людей.
Во-вторых, стали бы местные официальные и, особенно, духовные власти дрожать за свой авторитет, если б Иисус не имел достаточной силы и влияния. Многие его последователи были убеждены в том, что Иисус станет царем, правителем. Также, если вспомните текст писания, когда Иисуса арестовывали, ему пришлось остановить одного ученика, тот был вооружен и, если мне не изменяет память, ранил одного из солдат. Та ситуация и его миссия была другой. Он знал исход и предотвратил ненужные жертвы.
В-третьих, в неканоничесих евангелиях имеется упоминание, что Иисус более других любил Марию Магдалену и она была его спутницей, есть легенды, что у них был ребенок.
В принципе, в рамках нашего вопроса не столь важны исторические факты, сколь осознание глубокого и древнего стереотипа, образа духовного человека в коллективном подсознании. Если вы загляните сейчас в свои архивы «как должно быть», то обнаружите скорее всего, что духовный учитель ДОЛЖЕН учить БЕСПЛАТНО и ВСЕХ и он ДОЛЖЕН жертвовать собой, как это делал Иисус и святые люди прошлого. Т.е он должен учить ВАС и пожертвовать собой ради ВАС. Не так ли?
Совсем иная ситуация, скажем, складывалась в Тибете, где духовный лидер — это также лидер государства, учитель не обязан быть аскетом и монахом, причем в Тибете допускались как многоженство так и многомужество, существовали особые парные йогические практики, а чтобы подготовить учителя, целые деревни и области выбирали самого способного и достойного и складывались имуществом и деньгами ему на далекое путешествие и обучение.
Еще раз прошу заметить, что дело не в том, что лучше или хуже, правильнее или не правильнее, а в том, что имеется определенная обусловленность, связанная с этнической принадлежностью и территорией, где вы родились и воспитывались.
Наконец, я вижу еще один фактор обусловленности, сформированный более близкой исторической эпохой, по сути несколько скорректированные под эпоху более древние штампы. Это 70 лет социалистического строя на территории России, Украины, Белоруссии и других республик, входящих в СССР. Кто постарше, отлично помнят характерные черты этого времени:
1. Финансовая уравниловка — низкий, но гарантированный уровень жизни. Духовность бесплатна или дешева, а это в это время была коммунистическая идеология и соответствующая цензурируемая и дотируемая культура: дешевые билеты в театры и музеи, книги, конечно, кино и телевидение, как основной инструмент пропаганды. В общем, ХАЛЯВА.
2. Помните? «В СССР — секса нет».
3. Фигура вождя и учителя мирового пролетариата Ленина, Сталина. Непогрешимые сверхлюди, можно сказать, аскеты, жертвующие собой ради блага народа. А весь аппарат — «слуги народа».
Узнаёте обновленные, но все те же глубокие ментальные патерны? А ведь это «вдолблено» в головы нескольких поколений, наших родителей и поэтому наши собственные.
Вот собственно и все. Думаю, бесполезно оценивать, «стирать», «переписывать» или как-то иначе манипулировать с этими стереотипами. Не нужно использовать их и в качестве оправдания своих или чьих-то заблуждений и реакций. Достаточно, наверное, увидеть, осознать эти не принадлежащие «вам лично» штампы, их «древность» и не соответствие текущей действительности, чтобы сформировалось более трезвое и адекватное реальности видение. Чего искренне всем желаю.