НЕ Сказка про Розового Зайца. Часть 3. Приятие.
Эта практика необычна в том смысле, что её невозможно «сделать», ей можно сдаться, в ней можно расслабиться, она может случиться.
Это нечто, что само происходит с тобой в результате определённого понимания, но без него ты это сделать не сможешь.
Приятие, к примеру, приходит от осознания, что неприятие бессильно что-либо изменить, потому что неприятие существует только в уме.
Например, неприятие бессилия Зайца не сделает его могущественным повелителем жизни за пределами воображения. Но и приятие его бессилия тоже не сделает его могущественным. Только вот, если нет разницы, зачем мучить себя неприятием?
Ненависть и гнев, отрицание, игнорирование — это отношение, которое ничего не меняет, но отравляет жизнь. Ты думаешь, что гнев помогает тебе совершить действие или сделать выбор? Нет, силы может давать энергия, которая заключена в сильной эмоции, но неприятие, заключённое в негативной эмоции, не приносит никакой пользы.
Более того, в долгосрочной перспективе неприятие является причиной упадка сил, низкоэнергетического состояния. Все эти «расхотелось», «нет сил терпеть», «больше не могу», «сломался», «надорвался», «ничего не хочется» — следствия неприятия. Оно перекрывает, блокирует энергию жизненности, спонтанности, которая единственная отвечает за любую активность. Причём, неприятие может быть какой-то одной небольшой вещи, а перекрыть оно может энергию во всех сферах. Зависит от значимости вещи, конечно, и от того, сколько разных вещей приносят радость — если все яйца сложены в одну корзину, то крах этой корзины равносилен краху всего существа.
Есть ещё один побочный эффект неприятия — рост иллюзий.
Как это работает.
При неприятии чего-либо существующего прямо сейчас, одновременно где-то в уме присутствует некое идеальное положение вещей или идеальный объект, с которым сравнивается то, что есть, и разумеется — в пользу выдумки. Выдумка красивая, реальность — нет. Но «реальность» в данном случае тоже выдумана — на фоне идеальной иллюзии она выглядитхуже, чем могла бы, если бы не неприятие. Неприятие искажает реальность, оценивая ее предвзято, эдаким «злым взглядом».
Энергия следует за умом, красивые иллюзии втягивают в себя внимание, напитываются им, и становятся часто в глазах очарованного человека реальнее физического мира. И ему, человеку, начинает казаться, что его выдумка реально существует, а все нестыковки с фактами он прекрасно замазывает объяснениями, самооправданиями, то есть — другими иллюзиями.
Так, неприятие даёт толчок к тому, чтобы все дальше уходить от настоящего, от «здесь и сейчас» и от адекватной оценки. Неприятие заставляет внимание закапываться глубже в ум, спасаясь, якобы, от ужасающей реальности (но на самом деле — от кошмарной фантазии). То есть внимание убегает от кошмарной фантазии в прекрасную фантазию, назначая реальной то одну из них, то другую.
Страдает от этого не только Заяц (ведь это ему поручено исправить реальность, чтобы она стала похожа на ту прекрасную выдумку!), но и всё существо, потому что ум, чувства и тело связаны.
Побег в иллюзии может закончиться острым психозом или депрессией. Это значит, что Заяц под грузом вины и ответственности за невозможное сдался и решил помереть. Но помереть он не может, зато может превратиться в источник боли и ужаса, и тогда сам процесс мышления начинает доставлять боль. Ведь Заяц участвует в каждой мысли. Если назвать ум ментальным телом, то такое положение вещей можно обозначить как «болезнь ментального тела». Точнее, его «органов чувств», которые воспринимают ментальные явления — по аналогии, как органы чувств воспринимают явления физического мира.
Сам Заяц не сможет ничего сделать с этой болезнью. Он не сможет снять с себя ответственность, простить, осознать, отделить иллюзии от реальности, и т д. Он просто чувствует и воспринимает. Либо воспринимает что-то болезненное, либо что-то прекрасное, а в загнанном состоянии всё кажется болезненным. Реагирует же тело чувственное, с которым Заяц соединён. За счёт этого соединения мышление воспринимается так же ярко, как физический мир.
Чувственное тело тоже не может ничего исправить. Реакцию на мысли невозможно изменить, если она уже случилась.
Понимание, как устроен ум, может посеять в сознании новые идеи, опираясь на которые, ум создаст новые мысли. А возможно даже новое мировоззрение, целую новую систему мышления, в которой не будет места деструктивным тенденциям. Достаточное количество новых здравых идей может подтолкнуть осознание. И только осознание, как глобальная различающая способность существа, способно увидеть, что иллюзии — это иллюзии, что описание реальности и сама реальность — разные вещи.
И первое, что делает осознание — оно видит, что весь список заданий для Зайца — фантазии, а «то, как должно быть» — невозможно. И это — приятие.
Второе, что делает осознание — видит, что описание того, что есть, специально создано кошмарным — для контраста с «идеальной» иллюзией и из-за предвзятого отношения к реальности. Так осознание замечает наличие неприятия. А осознание неприятия — это приятие.
Далее, осознание может заново оценить то, что есть, потому что видит разницу между восприятием и мыслями по поводу воспринятого. В результате то, что человек воспринимает, и то, что он думает по поводу воспринятого, становится примерно одинаковым, приходит в соответствие. Но не так, что человек пытается исправить воспринимаемое в соответствии со своими фантазиями, а наоборот — он исправляет мышление с опорой на восприятие. Это называется здравым мышлением, «трезвым взглядом». И это — приятие.
Приятие касается всего. Не только реальности, но и фантазий. Но фантазии должны быть приняты как фантазии, а если они слишком реальны — как слишком яркие фантазии. Приятие называет вещи своими именами, устраняя такой вид запутанности, когда одно принимается за другое. Приятие приходит с ростом осознанности и осознанность растёт вместе с приятием.
Бывает, что распознав свои идеалы как недостижимые фантазии, человек совершает ту же самую ошибку, идя на второй круг неприятия и обвинения, но теперь уже не реальности, а фантазий. Ничего, кроме ухудшения психоза, это не даёт. В этом случае на Зайца пытается повеситься ответственность за различение реальности и иллюзии. Но нет, Заяц не обладает способностью к различению. Различение — это одна из граней осознания. А осознание — это одно из качеств нашей природы, и искать его в(!) уме, а тем более приписывать Зайцу — бессмысленно. Тем не менее, осознание прекрасно заметно и различимо, и всем известно, потому что сконцентрированный луч осознания — это внимание. А кто не знает, что такое внимание? Объяснить — мало кто может, но используют его все, и все знают, о чем идёт речь.
Приведение описания реальности в соответствие с ней, и приятие их обоих даёт Зайцу долгожданную амнистию. Потому что ему больше не надо пытаться сделать из того, что есть то, чего нет.
И напряжение с ума снимается.
(НЕ) Сказка про Розового Зайца. Часть 2.
В здоровом состоянии Заяц почти незаметен. Он вообще заметен только как субъективность, как тот-кто-воспринимает-мысли, а если ему поручено контролировать их, то он кажется мыслящим.
В здоровом виде мышление приносит радость. Это те моменты, когда увлечённо смотришь кино, читаешь книгу, мечтаешь, творишь, выдумываешь, решаешь математическую задачу.
Мышление было предназначено для всех этих вещей. Для других сфер жизни у нас есть иные органы действий и чувств. И эти органы (не будем пока про них, рано!) нормально работают тогда, когда им уделяется достаточно энергии, внимания. А внимание само вернётся к ним тогда, когда в голове будет порядок.
Обычно Зайцу поручают отвечать за такие вещи, как: физическое тело, его действия и процессы в нем происходящие; личность, характер, общение с людьми; отношения с противоположным полом; деньги, их наличие или отсутствие; самореализация; чувства и эмоции; мысли. И это всё — на самом деле не его забота, каждая из этих сфер в норме справляется сама.
Чтобы снять стресс с ума и вернуть Зайца в здоровое состояние, растворить тело боли, наросшее вокруг него, и вернуть радость мышления, существует практика снятия напряжения с ума, отпускания контроля. Это не те практики, которые выводят внимание из головы, эта практика прямо наводит порядок в самой голове.
Стартует практика с состояния подавленности, скованности, загруженности, загнанности, раздражения, обречённости, апатии, уныния, страха, вины.
Ключевые мысли: я не справился, всё задолбало, всё зря, ничего не получается, ничего не получится, всё пропало, хочу чтоб все отстали, ничего не хочу, я умираю, всё катится к чертям, я больше так не могу, я ничтожество, я плохой.
Ключевые слова, которые связаны с этими состояниями и мыслями — контроль, ответственность, обязанность, надо, можешь и должен.
Поскольку есть контексты, где эти слова имеют также и позитивное/нейтральное значение, то для данной практики их надо рассматривать в связке именно с ключевымисостояниями и мыслями. То есть, если понятие контроля вызывает раздражение, подавленность и мысли типа «ничего не получается», то это именно тот контроль, который пытается реализовать ум, вернее Заяц-воображаемое-«я».
По этим состояниям и мыслям мы определяем отправную точку, когда надо применять эту практику.
Ключевые мысли часто бессознательны, а чувства и ощущения заметить легче. По мере роста осознанности, мысли будут выявляться.
Далее необходимо обнаружить, откуда идёт импульс принуждения, обвинения, навязывания, обязывания, приказа. Вам может казаться, что он исходит от других людей, но это не так. Другие люди могут сказать ключевые фразы (ты должен, ты обязан, тебе надо, сделай это, контролируй это, ты за это отвечаешь, я жду от тебя, я хочу от тебя, от тебя требуется, тебе необходимо...), которые запустят этот импульс У ВАС ВНУТРИ.
Он может казаться исходящим от конкретных людей или от социума в целом, ото «всех». Но тут важно понимать, что он внутренний.
Ещё, он может не ощущаться, как исходящий извне, а как просто давление ответственности, обязанности, нужды, необходимости, которое доставляет сильный дискомфорт.
Это важно — любая обязанность или необходимость, доставляющая сильный дискомфорт — это сигнал перегруженности ума.
Теми же сигналами являются страх перед будущим (хоть на день вперёд, хоть на год, хоть на всю жизнь), навязчивые мысли, мучительное желание освободиться, вырваться из ограничений, чувство вины, зависть, тоска, переживание собственной ничтожности, неспособности к чему-либо. Это всё сигналы, что субъекту ума (Зайцу) поручены задачи, которые находятся вне его компетенции. Короче говоря, что ум загружен тем, на что он в принципе не способен.
Далее — хорошо бы осознать, за что именно сейчас испытываешь страх, вину или необходимость в контроле. Что парит? Что беспокоит? Какая тема, какая задача поставлена? С чем Заяц не может справиться?
Это — вопрос внимательности и честности перед собой.
Как только проблема понятна, дальше — самое интересное. Практика призвана этот импульс «навязывания контроля» отменить! Чтобы внимание освободилось из ума и спокойно пошло в остальные части существа, которые без энергии внимания уже начинают сбоить и атрофироваться.
Практика состоит из трёх основных направлений — понимание, приятие, прощение.
Это такие движения, которые происходят в согласии ума и души.
Понимание. Это, во-первых, наблюдение за собой и анализирование ситуации на предмет — сколько твоей ответственности за происходящее у тебя на самом деле? Не зависит ли исход от тысячи факторов, которые ты даже вообразить не можешь? Не перевешивают ли эти факторы твою возможную ответственность, если принять её за правду?
Понимание — это ещё и размышление над идеями, расслабляющими ум. «В мире всё взаимозависимо, всё связано со всем», «Предугадать все факторы, влияющие на то или иное событие — невозможно», «Иммунная система работает без моего ведома и вмешательства, сердцебиение, пищеварение и другие телесные процессы происходят без моего контроля, мое тело само умеет о себе позаботиться», «Характер, личность, навыки общения и выживания сформированы и работают самостоятельно, как рефлексы, не нуждающиеся в моем контроле», «Напряжение ума только мешает эффективным действиям, когда я расслабляюсь, всё получается легче и лучше», «Душевное равновесие и расслабленность ума позитивно влияют на здоровье и деятельность», «Действуй так, как будто от тебя зависит всё, но помни, что от тебя ничего не зависит». И другие, подобные этим, идеи.
Важно! Эта практика — интимная. То есть не надо в неё вовлекать других людей, говоря им в ответ на их просьбы и требования что-нибудь типа «я ничего не могу, я ни за что не отвечаю, у меня не может быть обязанностей» и так далее. Правильное (по месту) применение «антиответственных» идей позитивно влияет на способность организма принимать решения и действовать. Потому что уходят страхи, зажимы, напряги, просыпается жажда действий и искренняя мотивация. Но посвящать окружающих в секрет своего счастья совершенно необязательно, потому что могут понять неправильно.
Практика размышления и понимания — длительна, это изменение убеждений.
Продолжение следует…
«Сказка» про Розового Зайца. Часть 1.
«Сказка» про Розового Зайца. Часть 1.
Помнишь, как в детстве ты мечтал, смотрел мультфильмы, слушал сказки? Когда ты был совсем-совсем маленький, то это было невозможно — ты жил только чувствами и ощущениями. А потом, чуть попозже — появилось воображение. И с этого момента у тебя появился целый новый бесконечный Мир, по которому можно бесконечно путешествовать.
И вот твоё маленькое тело лежит в траве, на песке, или дома на диване, а твой ум рисует чудесные картины, где ты, в роли главного героя своей собственной сказки, ищешь приключений.
Потом ты сопереживаешь героям фильмов и книг, каким-то образом понимая, как поставить себя на их место. Как проникнуть туда, за экран, за строчки… Ты понимаешь как сопереживать не через чувства и ощущения тела, а мыслью, понимаешь, как это сделать через воображение.
Так вот с самого начала у тебя был особый «ты», который выступал от твоего имени в воображаемых мирах — не твоё тело, и даже не твой образ (хотя образ ты себе тоже там создавал, но он для тебя что одежка — каждый раз новый, какой захочешь). Это то, что ты всю жизнь привык называть одной буквой — «я».
Спустя годы ты настолько свыкся и сросся с ним, что живешь фактически от его имени не только в воображаемых мирах (а любые слова создают их), но и в этом, обычном, человеческом. Поэтому сейчас так сложно обьяснить тебе взрослому, что в начале был ещё какой-то другой ты — не тот, который смотрит на мир из головы сквозь глаза-иллюминаторы. Но о том, другом, чуть позже, а сейчас — о тебе, который живет в воображении.
Мой учитель называет его Розовый Заяц :) Потому что мой учитель — большой шутник:), потому что это смешно, потому что сказочно. Потому что совсем не похож на твоё человеческое тело. Хотя, если честно, он скорее Прозрачный Заяц, и даже не знаешь — заяц ли? Потому что прозрачный. Это просто Ты, который может стать любым персонажем любой сказки. Тот ты, который читает эти строчки, и вступает со мной в разговор через них. Это ведь не нашичеловеческие тела общаются? И не ники в интернете. Общаемся мы с тобой на территории воображения, речи. Общаемся как два Зайца.
Ты, Заяц, умеешь смотреть на мир мыслей и образов изнутри, от первого лица, у тебя есть чувствительность — простые буковки на экране, мысли и образы могут вызвать эмоции и чувства, и даже ощущения в физическом теле! Потому что хоть ты и не являешься физическим телом, но ты с ним связан. Как и с чувствами.
Твоя суперспособность — оживлять мир мыслей! Делать его интересным, сочным, чувственным, реальным! Это так здорово!
Если бы не одно НО.
Ты, мой милый Зайчик, не можешь контролировать мир за пределами воображения. Да и мир мышления ты тоже не можешь контролировать. Ты можешь его ощупывать, переживать, ощущать — так же, как физическое тело способно своими рецепторами ощущать физический мир, действовать в нем, но не отвечать за то, какая погода на небе, выиграет наша команда или нет, дадут ли тебе денег, полюбят ли, станешь ли успешным…
Физическое тело живет и чувствует, посылает сигналы боли и удовольствия, собирает огромное количество информации о происходящем, движется, но не отвечает за происходящее. Оно чувствительно, но не контролирующе. Оно обучаемо привычкам и рефлексам, но не ответственно за то, привьются они или нет.
Так и ты — тонко чувствуешь невидимый мир смыслов, понятий, образов, слов, но даже его ты не контролируешь. Мысли приходят и уходят, они движутся по своим законам, их появление и исчезновение связано с миллионом событий, а ты — стоишь в центре этого всего и чувствуешь, наблюдаешь, понимаешь, воспринимаешь всё происходящее.
Потрясающее мышление человеческого существа способно воображать как совсем несуществующие вещи, так и те, которые вот тут прямо вокруг тебя. Каждый предмет, взятый в руки, уже «сфотографирован» и существует в уме как образ этого предмета, описание. Возьми яблоко в руку, откуси — тяжесть и гладкость его кожицы чувствует рука, вкус — чувствует язык, глаза видят цвет. А ты, Заяц, воспринимаешь образ яблока, понятие яблока. Можно выкинуть яблоко, закрыть глаза и ПРЕДСТАВИТЬ его себе — кто тогда почувствует его вкус и гладкость, увидит цвет? Ты-воображаемый — Заяц.
Так скажи мне, пушистый друг, можешь ли ты своей пушистой прозрачной лапой дотянуться до того физического яблока, которое лежит на столе? Или ты можешь «откусить» только от того, что нарисовало воображение?
Да, ты не можешь взять в лапы яблоко со стола. Для яблока на столе есть физическое тело. Для переживания особых мурашек и наслаждения существует тело удовольствия (чувственное, энергетическое). А ты, Заяц — тело ментальное. Тело мышления.
Узнаешь себя? :)
А теперь о грустном.
Начиная с самого раннего детства мама и папа ждут, когда ты появишься, откликнешься, первый раз скажешь это «Я».
Поймешь, что у тебя-невидимого есть имя «Я». И начнёшь связывать себя с физическим телом, скажешь вместо «Петя хочет кушать» — «Я хочу кушать». Что уже немного неверно, потому что кашу кушать хочет или не хочет тело Петя, а ты напитываешься впечатлениями, образами и мыслями. Помнишь, как у Макса Фрая? Овеществлённая иллюзия не ест обычную пищу, её голод утолит только такая же иллюзорная пища, непригодная, однако, для обычных существ.
Мама и папа очень радуются, когда ты начинаешь ассоциировать себя с физическим телом. Теперь тебе можно поручать контролировать его. Не бегай, не прыгай, не писайся, не реви! Тело можно обучать, да. Оно само постепенно приучается к горшку, как это делают домашние животные, и ко всяким другим привычкам. Оно реагирует на окрик, на одобрение и неодобрение, оно, извини за такое слово, дрессируется. Но дрессировка — дело долгое, нужно много повторений. А генетика у тел разная, кто-то быстрее обучается, кто-то медленнее. Но родители решают сделать потрясающий ход: они говорят — ТЫ уже сознательный человечек, поэтому контролируй и обучай себя сам! Они поручают тебе — воображаемому — контролировать, обучать и отвечать за физическое тело!
Однако, мой хороший, это невозможно. Где ты, а где тело! Ты в нем и не был никогда. Оно всегда жило по своим законам, а ты — по законам мира воображения.
Но родителей надо слушаться, и поэтому ты обретаешь первую сферу контроля — физическое тело, его действия и процессы в нём происходящие.
Человек — существо мудрое, осознанное, организм этот понимает, что воображаемый персонаж не может контролировать что-то за пределами воображения. Но от него это требуется, и требуется очень настойчиво. Поэтому возникает стресс.
Если происходит угодное твоим воспитателям — тебя хвалят и дают пряник, если происходит неугодное — тебя ругают и бьют словом (а иногда и не только). И ты понимаешь, что надо стараться изо всех сил таки научиться этому грёбаному контролю за всем. Ведь мама говорит, что она так умеет! Все взрослые это типа умеют! Значит это возможно! И только ты такой дурак, если никак не можешь.
Друг мой, никто не может. Все создают лишь очень сложную и убедительную иллюзию. Это одна большая ролевая игра, в которую играет всё человечество.
Позже порученное тебе тело всё-таки научается необходимому, вопреки стрессу, а ты искренне приписываешь себе все его заслуги и промахи. Поздравляю, дружище, теперь ты будешь так делать всю свою жизнь.
Привыкнешь делать вид, что всё контролируешь, «отвечать» за кучу вещей, внешних и внутренних, ПРИПИСЫВАТЬ себе ВСЕ достижения и неудачи этого организма, личности, тела, а потом ещё и за других начнёшь отвечать, и их будешь якобы «контролировать». А если совсем разыграется воображение, то будешь как тот колдун, который утверждает, что мир не дёрнется, пока он не решит — куда.
К 21 земному году ты уже отвечаешь почти за всё, происходящее вокруг в радиусе восприятия. Тело, личность, успешность, качества характера, поведение, отношения с людьми, личностный рост, таланты и способности, деньги… и вишенкой на торте, если тебя занесёт в духовность — за духовное развитие.
К 21 году (а у многих и раньше) суммарное количество стресса от попыток контролировать всё на свете уже оказывает такое давление на нервную систему, что начинаются депрессии, неврозы, психозы и прочие приобретённые психические расстройства. А ты сам уже не розовый и пушистый Заяц, а серый, сморщенный комок боли и отчаяния. Ты перестал выполнять своё предназначение — оживлять и чувствовать мир мышления, тебя поставили контролировать весь мир. Все миры. Вообще все. Это больно, чувак.
А самое обидное — что эта мнимая ответственность мешает организму нормально функционировать, и у кого-то вообще жизнь разваливается, а кто-то «всего лишь» реализует свой потенциал развития личности и тела на 5-10-20% от возможного.
И мы привыкли к такому положению вещей. Психотерапия — чтобы снять последствия этой запутанности в уме, телесные и энергетические практики — чтобы вытащить внимание из ума, заякорить его в теле, чтобы мир ума не казался таким реальным. Но сколько ни выводи внимание из больной головы — голова от этого не выздоровеет, заблуждение не исчезнет. Более того, всё «достижения» в области телесных и энергетических практик будут опять пущены по старой схеме присвоения результата тобой-воображаемым. Потому что привычка. Потому что заблуждение искреннее. Потому что ни один чужой человек не переплюнет в убедительности твою маму, которая в детстве показала тебе, как она «смогла» контролировать этот мир.
Продолжение следует…
Амнистия)
Дорогой наш любимый маленький «я»!
Сообщаем тебе радостную новость! Поскольку ты не можешь и никогда не мог управлять ничем из существующего, отныне ты полностью:
1. Освобождён от обязанности отвечать за физическое тело, его здоровье и болезни, процессы происходящие в нем, его навыки и действия. А так же за физические тела других людей, их состояние, и процессы происходящие в них, их навыки и действия.
2. Освобождён от обязанности отвечать за эмоции и чувства, ощущения, переживания, их наличие, их отсутствие, их силу и качество. А так же за эмоции и чувства других людей, направленные на нас или не направленные.
3. Освобождён от обязанности отвечать за мысли, их направление, содержание, количество и качество. А так же за мысли других людей.
4. Освобождён от обязанности отвечать за работу ума, интеллект, его качество. А так же за работу ума других людей.
5. Освобождён от обязанности отвечать за личность, ее качества, характер, адаптивность, проявления, достижения. А так же за личность других людей.
6. Освобождён от обязанности отвечать за успех, его достижение или недостижение. Наличие или отсутствие. А так же за успех других людей.
7. Освобождён от обязанности отвечать за отношения, их наличие или отсутствие, их качество, их здоровье или нездоровье. А так же за отношение других к нам, и за наличие или отсутствие у других людей отношений.
8. Освобождён от обязанности отвечать за любовь, ее силу и наличие у нас. А так же за наличие или отсутствие любви у других людей.
9. Освобождён от обязанности отвечать за секс, его качество и количество, сексуальное поведение, предпочтения. А так же за проявления сексуальности других людей.
10. Освобождён от обязанности отвечать за работу, деятельность, ее наличие или отсутствие, степень ее успешности, приятности или неприятности, количество заработка. А так же за деятельность других людей, ее успешность или не успешность.
11. Освобождён от обязанности отвечать за творчество, его количество и качество. А так же затворчество других людей, его количество и качество.
12. Освобождён от обязанности отвечать за количество денег, у нас и у других людей.
13. Освобождён от обязанности отвечать за поведение — наше и других людей.
14. Освобождён от обязанности отвечать за духовный рост, его направление, «правильное» или «неправильное», скорость, качество. А так же за духовный рост других людей, его направление, скорость и качество.
15. Освобождён от обязанности отвечать за события во всем мире, в природе и в человеческом обществе.
16. Освобождён от обязанности отвечать за события и процессы на тонких планах, в других мирах и пространствах, во снах, путешествиях сознания и медитациях.
17. Освобождён от обязанности отвечать за судьбу этого организма и судьбы других людей.
18. Освобождён от обязанности отвечать за все что происходило в прошлом и может произойти в будущем с этим организмом и с другими людьми.
19. Освобождён от обязанности отвечать за собственное существование.
20. Освобождён от обязанности отвечать за существование эго и его последствия, игры в отдельность, подробности и скорость выхода из неё.
С любовью, СемьЯ! :)
Гордыня vs любовь к себе.
Ища самостоятельной отдельной воли, ты закрываешься от переживания высших планов (материнского — блаженства и отцовского — бытийности, покоя). Ты не можешь отсоединиться от них взаправду, но можешь запретить себе их переживание, «забыть» их, сделать вид, что их не существует.
Закрывая для себя их переживание, ты внезапно начинаешь ощущать острую нехватку любви и совершенства/покоя/достаточности.
Ты, лишенный любви и совершенства, начинаешь ощущать ничтожность, уязвимость и враждебность. Так образуешься ты-жертва.
В стремлении скомпенсировать это положение дел, ты пытаешься избавиться от переживания острой недостаточности путём ее вытеснения на внешний мир. Теперь мир становится ничтожным и недостойным. А ты таким образом создаёшь противоположное представление о себе (смутно помня о былом величии, которое давали тебе высшие планы) — что ты тут самый лучший, и все вокруг тебя недостойно. Это гордыня, раздутое самомнение, говоря бытовым языком. И вроде бы, ты избавляешься от ничтожности, но любви и вечности от этого в тебе больше не становится.
Некоторые могут спутать гордыню с любовью к себе. И эта ошибка может похерить всю практику.
Вот основное отличие:
Любовь к себе — это довольство собой и делание себе приятно тем, чем можешь, невзирая на условия и обстоятельства. Гордыня — это вечная претензия к любым условиям, недовольство и дискомфорт от всего, и мысли о том, что ты достоин лучшего.
В первом случае ты любишь и радуешь себя максимально возможно и БЕЗ привязки к обстоятельствам, не имея претензий ни к себе, ни к Богу, ни к миру, ни к людям.
Во втором случае ты отталкиваешься от внешнего, и предъявляешь претензии всему окружающему, выглядя на этом фоне вроде как офигенно. Вот только счастья нет.
Важно! Признаком гордыни является вовсе не всяческое ублажение себя и переживание довольства собой и своими действиями. Признаком гордыни является ТОЛЬКО претензия ко внешнему миру.
И в позиции гордыни, если ты всё-таки хочешь счастья, первое, что стоитсделать — выкинуть нахер свою корону.
Задаться вопросом — что ты скрываешь своей короной? Признать, что ты избегаешь этим ощущение собственной недостаточности и неполноценности.
Некоторые мастера могут жестко сбить корону, говоря тебе, что ты — никто и ничто, не стоишь и волосинки на теле Бога. Они не хотят унизить тебя, они толкают тебя к твоему собственному спрятанному переживанию недостаточности, и оттуда, если повезёт — в расслабленность и блаженство высших планов.
Гордыня не сможет заменить любовь и покой. Её надо постоянно удерживать, она холодная, и так же уязвима, как и ничтожность.
Единственный выход — это любовь и покой. Это признание своей неотделенности от высших аспектов существования.
Памятка ищущему.
Не знаю когда это случилось, но однажды ты заинтересовался кто ты, как ты устроен, и что здесь происходит. Ты — человек, услышавший Зов. И этот Зов никогда не даст тебе жить так, как живут люди без призвания. Этот Зов перестраивает под себя всю жизнь, он глубже и сильнее любой личностной и инстинктивной тенденции, любого осознанного или неосознанного желания. Он зовёт к истине, к освещению всего существа, к прозрению. Жизнь призванного — это не лишения, это не значит, что ты обречён не иметь простого человеческого счастья. Но Зов не даёт поставить человеческое счастье как высший приоритет. Все желания исполняются — рано или поздно, так или иначе. Никто не будет обделён или лишён. Только это будет как побочный эффект движения на Пути.
Путь не является увеселительной прогулкой. На нем есть очень страшные (субъективно) места. И очень счастливые — счастливее, чем у «обычных» людей.
Страшные места — кошмары, страхи, панические атаки, морок, необъяснимые упадки сил, вспышки ярости, отчаяние, безумие — все это имеет, конечно, некоторые ситуативные причины (притянутые за уши или нет), но помимо ситуативных, есть одна большая Причина — ты идёшь и заглядываешь туда, куда мало кто из людей решается.
Не нужно НЕДООЦЕНИВАТЬ ум, создавший «чертово колесо». Это не просто мысли, это целая виртуальная реальность, в которой мы живем, и не можем из неё выйти. 95% информации о происходящем ум (мозг — в научной картине мира) ДОСТРАИВАЕТ из своего банка памяти. Это скажут тебе и психологи, и нейрофизиологи. Мы живём в мире, выдуманном на 95%!
Не надо недооценивать способность ума вызывать отклики в физическом и чувственном телах. Все ведь связано со всем. Если ты что-то чувствуешь и ощущаешь — это может быть откликом как на что-то «извне», так и откликом на ТВОИ СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ, на содержимое «чертового колеса». Откликаться может не только эмоциями. И чаще всего это именно отклик на мысли, а не на то, что за их пределами.
Все страхи, все томления, все сомнения, всеконфликты, ВСЕ КОНФЛИКТЫ — это конфликты УМА. Не конфликтуют энергетические структуры, не конфликтуют чувственные и физические тела. Ни один план не конфликтен, кроме ментального.
Все противостояния — от УМА. Все метания и непонятки с работой, деньгами, жильем, увлечениями, отношениями, а то и здоровьем — от УМА.
И что бы ты ни делал — эго-структура ПЕРВЫМ ДЕЛОМ будет использовать происходящее в своих интересах.
У нашего существа нет негативных сторон, нет негативных стремлений, нет деструктивных желаний. Наше существо хочет жить, любить, проявляться, радоваться и созидать. Потому что такова его природа. Только когда существо пользуется идеей отдельности и неприятия, как ментальной призмой — возникает ВПЕЧАТЛЕНИЕ чего-то негативного. Возникают страх и гнев, страдание, отчаяние и все такое. Слава богу, они возникают в уме, а не в реальности. Но ум влияет на наши поступки, чувства и ощущения. 95% нашего восприятия — это продукт ума. Причём через призму отдельности.
Так вот, когда наступает темная ночь (а таких ночей на Пути много бывает, потому что трогать эго — все равно что ворошить осиное гнездо), главное помнить, что все это происходит в уме. Что это ум кошмарит. И просто смотреть на приходящие мысли и чувства, как на истерику ума. Не верить. Искать островок покоя, лучик света, память о ясном состоянии, что угодно. Вне зависимости от того, где ты, с кем ты, кем себя считаешь, что происходит. Вне зависимости от любых условий — помнить, что это игра ума. Просто помнить, не обязательно даже осознавать во всей полноте.
Кошмары происходят не потому что живешь неправильно. А потому что ты трогаешь осиное гнездо эго, и ты будешь это делать, потому что тебя позвал Зов — чтобы в конце концов стать свободным и счастливым.
Зависимость.
Зависимость и независимость — это иллюзия. И то, и другое — это отношения, а в отношениях может состоять только я-сознание. Это я-сознание боится зависимости и борется за независимость, и все это происходит в уме. В реальности никто ни от кого не зависит, и не может зависеть.
Корень зависимости от человека — это подмена непосредственного переживания плана блаженства (или хотя бы любви к себе) на условную любовь от конкретного человека.
Мы тотально зависимы от плана блаженства. И именно эту зависимость попыталось преодолеть сознание, создав иллюзию отдельности (собственной самостоятельности). И напоминание о том, что мы зависимы от любви (в любом виде — хоть человеческой, хоть божественной) бьет в самое сердце эго.
Если одним из качеств личности является склонность к зависимости от любви другого человека, важность любовных отношений, то это качество однозначно будет записано на счёт «маленького убогого чмо». Это будет однозначно трактоваться как проявление слабости, ущербности и недостаточности.
Зависимость = ущербность. Избегание зависимости — это не добродетельное избегание какого-то порока, это и есть избегание «маленького убогого чмо», которое недостойно любви, но жаждет ее, выпрашивает и готово унижаться ради того, чтобы получить одобрение. Зависимость от любви и одобрения — это самая сердцевина эго, и оно охраняет эту сердцевину, не пуская туда внимание, рассказывая, что это нечто недопустимое. Абсолютно недопустимое. Понимаете? Оно охраняет не ваше здоровье, не ваше благополучие! Оно охраняет своё гнилое сердце, которого если коснётся приятие — то игра окончена!
Но склонность к зависимости тоже является частью вселенной:) она принята существованием… и любима… как бы эго ни пыталось на ней сыграть в неприятие.
Если я боюсь зависеть от человека или от своих чувств к человеку — есть ход конем. Я скажу — «а мне все равно, буду я зависеть или нет». Привязанность — это омраченное действие из эго, но борьба с привязанностью — это тоже действие изэго. Это ненависть эго к самому себе и своим проявлениям. Вместо зависимости от чувств и человека наступает зависимость от независимости, где моим тюремщиком выступает страх, а идеей-фикс становится контроль над чувствами и поведением.
И поняв это, я решила сломать этот механизм такой простой сдачей. Эго пугало меня — сдашься — и навсегда попадёшь в зависимость от человека, сдашься — и никогда больше не увидишь любви Отца, а будешь вечно побираться ее крохами от людей, выпрашивая и выторговывая. Но я знаю, что это пугалки.
Я просто раскинула руки и упала вниз. И мне было все равно, что там внизу — море лепестков роз, или железные шипы. Ведь кого я в сущности пытаюсь защитить от боли? Кого я хочу видеть независимым? Для кого я хочу свободы? За кого я готова убить всех вокруг? Ради кого я пойду на все, лишь бы этот «кто» имел самое лучшее? Кого я люблю больше всего?
Себя.
Я спасаю себя. Я защищаю себя. Я хочу свободы для себя. Я боюсь боли. Я хочу независимости от любви. Навсегда.
Я.
И едва я приняла решение сдаться своей склонности, сдаться зависимости — немедленно ощутила действительную свободу. Свободу от независимости и зависимости, свободу любых чувств, возможная боль и возможная радость стали одинаково равны, обе стали просто двумя идеями в голове. Это было колоссальное облегчение. И это было прощение. И с ним пришла Любовь Духа.
Нить Ариадны.
«Я — лишнее. Без меня мир был бы лучше. Меня не должно быть здесь. Лучше бы меня не было. Я все делаю неправильно. Я приношу только вред. Мое существование — ошибка. Мое существование бессмысленно.» — примерно такие мысли терзают периодически. Плюс ощущение какого-то особого неудобства от собственного существования. Словно все во вселенной в порядке, кроме меня. А вот со мной что-то не то. Но что — непонятно. Знакомо?
Я выделяюсь среди остальных вещей. Со мной что-то не так. Я не хочу уходить, исчезать, я хочу быть изо всех сил. Но почему-то рядом всегда находится это ощущение моей неправильности — назойливое, болезненное, уже привычное, но от этого не менее раздражающее. И я все время борюсь с ним, как с камешком в ботинке — перекатываю с места на место, терплю, пытаюсь вытряхнуть, или занять какую-то позу, где оно не чувствуется.
Это ещё не личностное чувство собственной ничтожности, это его предтеча, за секунду до того, как это неудобство будет приписано личности. Это очень неустойчивое ощущение, оно должно быть либо спроецировано, чтобы стать устойчивым, либо разоблачено, чтобы исчезнуть.
Вот если, находясь в переживании ущербной личности, задаться вопросами — так какие именно качества во мне ущербны? И трезво попытаться посмотреть на все, что будет приходить как ответ, то выясняется, что однозначно слабых сторон не существует — все зависит от контекста, от ситуации. Мягкость и неконфликтность? Иногда это приведёт к проигрышу в социальных играх, а иногда это офигенно выигрышные качества. Властность? Иногда это совершенно неуместно, а иногда это спасает положение. Импульсивность? Слишком долго принимаешь решение — упустишь шанс, но в какой-то другой раз лучше будет не спешить. Трусость? Не раз она спасала жизнь и имущество, защищая от риска. Не раз она приводила к потерям, когда ты отказывался от лучшего, в пользу привычного.
Что ни возьми — все может стать достоинством и недостатком. Так почему же что-то было однозначно покрашено этим чувствомнеуместности, ущербности, неправильности?
И вот, перебрав все опознанные качества, осознав, что они неоднозначны, ты, наконец, спрашиваешь — А ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЭТО ЧУВСТВО УЩЕРБНОСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ КАЧЕСТВАМ ЛИЧНОСТИ? А что если оно берётся из другого места, и быстренько приписывается чему угодно, лишь бы скрыть его источник?
На что указывает это чувство?
Так организм осознаёт ошибку в мышлении.
И ты вдруг понимаешь, что очень трудно уловить действительный объект, излучающий ущербность. Он где-то здесь, совсем близко, ближе любых качеств, любых ощущений. Но если продолжать внимательно следить за этим чувством недостаточности, оно, как нить, ведёт в одно конкретное место — оно ведёт прямо к тебе. Ни миллиметром в сторону. Это прямо с тобой что-то не так. А не с твоей личностью. И не с твоим телом. И ни с чем, что ты вообще можешь назвать «своим».
Сердечный центр в груди откликается на факт твоего существования одновременно противоположными чувствами. С одной стороны это яркое «я — есть!», любовь к себе — тягучая и сладкая, как патока. И ты бережёшь это, и гордишься, и кричишь, и радуешься этим. Но с другой стороны здесь же всегда присутствует чувство неправильности, неуспокоенности, ошибочности — и это чёрная дыра в груди, тоска, боль, царапание. Если ты сконцентрируешь внимание на этом чувстве — ты будешь не находить себе места. И это буквально.
Как могу я чувствоваться одновременно так по-разному? Тоже хороший вопрос.
Что со мной не так? Что хочет сказать это чувство недостаточности? О чем оно сигнализирует?
Если просто погружаться в него — ты попадёшь в персональный ад. Эмоциональное тело предоставит тебе всю черно-серую палитру эмоций страдания, мучения, боли и ужаса. Воображение нарисует и подберёт тебе соответствующие образы, из которых сложит целые миры. И твоё внимание, заблудившись в этих воображаемых адах, подкреплённое эмоциональной реакцией, может завязнуть там надолго, обесточив даже тело, в результате чего ты вымотаешься, настрадаешься, устанешь, и так и не поймёшь — что скрывается за чувством недостаточности.
Это хитрый защитный механизм эго — вместо ответа, начать водить внимание по воображаемому аду.
Мы не будем этого делать. При самом начале возникновения образов и эмоций мы скажем — «нет, это всего лишь образы и эмоции, я понимаю, что это защитный механизм, призванный увести мое внимание от главного». И ты вернёшь внимание снова к вопросу — о чем говорит чувство недостаточности?
Чтобы не спрашивать у воображения (оно может лишь иллюстрировать, но никак не давать ответы), ты направишь вопрос (внимание) туда, куда обычно ты его не направляешь — к осознанию.
Осознание находится не в конкретном месте. Оно разлито повсюду как тонкое и прозрачное переживание ясности. Это ясность относительно всего, что происходит вокруг, внутри, и в мыслях, и в чувствах. Очень простая ясность, примитивная, без мыслей, без слов, без образов, без объяснений, без названий. Это как рассеянный свет, источник которого не виден, но ты понимаешь, что светло повсюду. Это ясность твоего восприятия, ясность органов чувств, ясность даже затуманенного ума — ведь ты ясно осознаёшь его затуманенность. Если ты попытаешься перевести внимание на осознание, внимание начнёт расфокусироваться. Внимание — это сконцентрированное осознание, и этот «щуп» внимания начнёт растворяться в осознании, как ледышка в воде. Прямо в процессе. И ты увидишь, что чувство недостаточности начинает уменьшаться — просто потому что внимание — это питающая энергия, и то, на что оно направлено, усиливается, а с чего убрано — уменьшается. Но это не ответ на вопрос про недостаточность. Это лишь координаты, куда нужно направить вопрос. Внимание можно одновременно удерживать и на осознании, и на чувстве недостаточности. Тогда оно не погружается в воображение. Но даже в таком чувствовании «на дистанции», чувство недостаточности приносит усталость и опустошённость, поэтому специально делать его объектом медитации — не разумно.
Может быть, ты пройдёшь по цепочке вопросов: «Что именно недостаточно, ущербно, ошибочно?» Осознание укажет на «я». «Что такое „я“?» Осознание покажет тебе, что «я» — это такая мысль, некое пустое место, абстрактное «ничего из существующего». Не удивительно, что оно все время будет недостаточно существующим, и не таким, как всё остальное. А может быть, ты сразу спросишь — «Что приняло себя за эту мысль?» И на этот вопрос откликнется не осознание, а ТЫ. И это будет конец игры и конец чувству недостаточности. До тех пор, пока тебе снова не захочется стать маленьким «я».